Некоторые люди измеряют отношения в денежном эквиваленте. И, кажется, что чем больше их дают, тем больше любят. При этом подсознательно складывается убеждение: то, что ты отдал деньги, дает право на плохое отношение к другому. Как будто твоя милостыня обязывает принявшего терпеть дурной нрав, пренебрежение или грубость. Зачастую подобное заблуждение приводит к недопониманию и конфликтам.
Да, деньги иногда являются средством налаживания или укрепления отношений, но они не являются их основой. Для того, чтобы понимать это, нужно знать хотя бы поверхностно психологию человека. У человека нет такой потребности, как потребность в деньгах или подарках, но у него совершенно точно есть потребность во внимании, заботе, любви, принадлежности, безопасности, знаниях, духовном развитии. Деньги ему нужны постольку поскольку они способствуют удовлетворению перечисленных нужд. Нужда в них сверх этого исходит от какого-то нарушения развития, патологии.
Основой добрых отношений является искренность, проявляемая в благонравии. Когда человек получает подарки или пожертвования, но при этом страдает от злого языка или вредящих поступков дающего, то и дары его не способны излечить раненое им сердце. Есть такая притча о гневе, в которой говорится о молодом человеке: грубом, жестком и несдержанном. Однажды он обратился к отцу за советом, как победить свой гнев. На что отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал забивать в забор сада по гвоздю каждый раз, когда сын разгневается и не сдержит себя. В первые дни сын забил забор десятками гвоздей. Спустя пару дней количество забиваемых гвоздей уменьшилось.
Парень научился контролировать себя, управлять своим гневом. Наконец, сдержать себя при гневе ему показалось более легким, чем забить гвоздь в забор. Наступил тот день, когда он не забил ни одного гвоздя… Сын с радостью сообщил об этом отцу. Тогда отец сказал, что за каждый «незабитый гвоздем» день или прощение он может вынимать те, что он забил, по одному. Прошло несколько месяцев. Порой в минуты гнева сын снова забивал гвоздь, а потом ему требовалось время, чтобы вынуть его и исправиться. С каждым днем количество гвоздей уменьшалось, и настал тот день, когда был вынут последний из них. Сын снова подошел к отцу с радостной новостью. А потом отец подвел его к забору и сказал: «Ты справился с гневом, но посмотри, сколько дыр ты оставил? Изгородь уже никогда не будет такой, какой она была прежде. Гвозди оставили такие же следы, как нанесенные тобой обиды оставили раны в сердцах других людей».
А теперь представьте, что кто-то, считая деньги самым важным мерилом отношений, забивает гвозди, а затем заполняет дыры денежными купюрами. Сотрут ли они обиды и причиненную боль? Может, и отвлекут, но осадок недоверия и убеждение в небезопасности этого человека останется в глубине души.
Доброта и благонравие – основа цветущих отношений. Тайное дуа за брата или сестру по вере – гораздо более искреннее проявление заботы о нем, чем уверения и обещания. Доброе слово, сочувствующий взгляд, приободряющее объятье порой гораздо более убедительны, чем советы как надо поступить и что сказать. Именно такими знаками передается искренность отношения к другому. Рассказывают, что один человек подошел к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спереди и спросил: «О Посланник Аллаха! Что есть религия?»
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Благонравие». Он подошел справа и спросил: «Благонравие». Он подошел слева и спросил: «О Посланник Аллаха! Что есть религия?» Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, снова ответил: «Благонравие». Он подошел к нему сзади и спросил: «О Посланник Аллаха! Что есть религия?» Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, повернулся к нему и сказал: «Разве ты не понял? Это когда ты не гневаешься».
Богатый человек – это тот, кто больше и чаще других дает садака (милостыню). А милостыня с точки зрения Ислама – это не только помощь деньгами, но и хороший поступок, физическая помощь, моральная поддержка, утешение в горести, визит при болезни, участие в радости. Даже непричинение вреда причисляется к садака. Сообщается, что Абу Зарр Джундуб бин Джунада, да будет доволен им Аллах, сказал: «(однажды) я спросил: «О Посланник Аллаха, какие дела являются наиболее достойными?» Он ответил: «Вера в Аллаха и борьба на пути Его».
Я спросил: «А какие рабы лучше всех?» Он ответил: «Те, которых их хозяева ценят больше всего и которые обошлись (им) дороже всего». Я спросил: «О Посланник Аллаха, а если я не (смогу) сделать чего-нибудь (из этого)?» Он сказал: «Тогда прекрати причинять зло людям, и это станет садакой от тебя тебе же». Так что… Глубина и прочность отношений формируются не за счет материального богатства, а за счет богатства души.
islam-today