Вот твой Господь вынул из поясниц сынов Адама их потомство и заставил их засвидетельствовать против самих себя: «Разве Я – не ваш Господь?» Они сказали: «Да, мы свидетельствуем». Это – для того, чтобы в День воскресения вы не говорили: «Мы не знали этого». Или же не говорили: «Наши отцы были многобожниками раньше нас, а мы были всего лишь потомками, которые пришли после них. Неужели Ты погубишь нас за то, что совершили приверженцы лжи?» Так Мы разъясняем знамения, – быть может, они вернутся на прямой путь». (Сура «Аграф», аяты 172-174)
В приведенных нами аятах излагается о том, что сын Адама со времени своего сотворения осведомлен о своей ответственности или же оснащен необходимыми способностями для овладения этими знаниями. По этой причине становится ясным, что при неисполнении своих обязанностей перед Господом, человек не имеет права выдвигать какие-то предлоги и отговорки для своего оправдания.
Муфассиры дали этим аятам двоякое толкование:
Согласно первому из них, Аллах Тааля еще до сотворения мира осведомил о Своем существовании души всех людей, которые придут в этот мир, заставил их засвидетельствовать, что Он является их Господом, и заключил завет со всеми людьми, которые будут жить в этом мире. Свидетелями заключения этого завета стали Господь, ангелы и сами люди. Таким способом Аллах исключил для людей возможность оправдываться в День воскресения, ссылаясь на то, что они не знали о своих обязанностях в качестве рабов своего Господа. И поэтому у них нет повода утверждать, что не они придумали многобожие, а получили идолопоклонство в наследие от своих отцов, и поскольку у них не было других знаний, то они продолжили веровать в это, и поэтому у них нет греха в этом вопросе и не они должны нести ответственность.
Согласно второму толкованию, упоминаемый в этих аятах завет имеет лишь метафорических характер, это событие произошло не до сотворения мира, а происходит в момент рождения каждого человека. В период формирования человеческого организма в утробе матери, Аллах Тааля закладывает в него способность признавать существование и едиственность Господа и уверовать в Него. Соответственно этому, Аллах сделал каждого человека обладателем умственных и психологических способностей, достаточных для того, чтобы уверовать. Именно об этом говорится в следующем хадисе нашего Пророка (мир ему и благословение Всевышнего!): «Каждый ребенок рождается с фитратом (с врожденной верой)» (Бухари, “Книга похорон”, 93). Таким образом, Аллах как бы спрашивает у людей: «Разве Я не ваш Господь?» А люди подтверждают это, говоря: «Да». Природная способность человека к обретению имана объясняется в этих аятах символическим языком. Подобные пояснения имеются и в других аятах.
Оба разных комментария к этим аятам подтверждают необходимость уверовать в то, что с людьми был заключен завет по поводу имана. Поскольку данный вопрос выходит за пределы человеческих познаний и входит в сферу сокровенного, мы не имеем точных знаний о сути этого события. Однако наш долг – верить, что Аллах – наш Господь, и что иман является нашим врожденным качеством. Мы должны знать, что по поводу этих двух положений с нами был заключен завет, и оставаться верными данному слову.
Islam-Today