Дом – это для нас заповедное и святое место
بِسْمِ اللّهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا لَا تَدْخُلُوا بُيُوتًا غَيْرَ بُيُوتِكُمْ حَتَّى تَسْتَأْنِسُوا وَتُسَلِّمُوا عَلَى أَهْلِهَا ذَلِكُمْ خَيْرٌ لَّكُمْ لَعَلَّكُمْ تَذَكَّرُونَ
«О те, которые уверовали! Не входите в чужие дома, пока не спросите позволения и не поприветствуете миром их обитателей. Это лучше для вас. Быть может, вы помяните назидание». (Сура «Нур», аят 27)
Наши дома нельзя понимать лишь как помещения, имеющие четыре стены, окна и двери. Дом – это жизненная сфера, наполненная душами живущих в ней людей. По этой причине, к нашим домам, где мы живем с нашими супругами, детьми, родителями, братьями и сестрами, больше подходят слова “семейное гнездо, семейный очаг”.
Наши родные дома становятся свидетелями наших радостей и горестей. Они даже не просто свидетели, они переживают вместе с нами, сочувствуют нам. Каждый уголок родного дома хранит память о мгновениях, проведенных нами вместе с теми, кого мы любим. Поэтому наш дом – это для нас заповедное и святое место.
Порой наше семейное гнездо становится более оживленным и радостным, когда в нем появляются наши друзья или соседи. Когда в наш дом входят друзья, в нем словно становится светлее, и мы еще больше любим его. Словно мы с нашим домом составляем одно целое. Человек, переступивший через порог нашего дома, как будтобесшумно входит в наш внутренний мир. Ведь недаром наш Пророк говорил, что одной из лучших радостей жизни является наличие хорошего соседа и просторного дома. Невольно задумаешься, насколько хорошо он разбирался в человеческих душах! (Ибн Ханбал, Муснад, I, 168).
Перед тем, как войти в чужой дом, принято постучаться или позвонить в дверь. Таким способом ты словно спрашиваешь у тех, кто находится внутри: «Не пустите ли вы меня ненадолго в ваше личное, теплое, семейное гнездышко?» Ну а если врываться в дом, не постучавшись, не проявив необходимую вежливость и деликатность, не будет ли это означать: «Я не чувствую уважения к вашему семейному очагу?»
Наш любимый Пророк, все поступки которого являются для нас хорошим примером, когда хотел войти в чей-то дом, останавливался за несколько шагов до двери дома и просил у хозяина разрешения войти, и только получив разрешение, он заходил в дом. Того же самого он ждал и от своих сахабов (Абу Давуд, “Книга приличий”, 127). В приведенном аяте также повелевается входить в чужие дома, лишь получив позволения и поприветствовав их обитателей. И говорится, что это будет лучше для нас.
Один из сахабов вспоминает, что в день своей женитьбы на Зайнабнаш Пророк устроил свадебное угощение. Праздничные столы были накрыты в саду дома нашего Пророка. Гости сначала посидели в доме, поговорили, а затем они в саду покушали приготовленных для них угощений и разошлись. Однако некоторые гости надолго задержались в доме, погрузившись в приятную беседу. Наш Пророк не стал ничего говорить своим гостям, не желая их обидеть (Муслим “Книга никаха”, 15). В связи с этим эпизодом, Всевышний Аллаха ниспослал 53-й аят суры «Ахзаб»:
«О те, которые уверовали! Не входите в дома Пророка, если только вас не пригласят на трапезу, но не дожидайтесь ее приготовления (не приходите заранее). Если же вас пригласят, то входите, а когда поедите, то расходитесь и не усаживайтесь для разговоров. Этим вы причиняете неудобство Пророку. Он стыдится вас, но Аллах не стыдится истины. Если вы просите у них (жен Пророка) какую-либо утварь, то просите у них через завесу. Так будет чище для ваших сердец и их сердец…»(Ахзаб, 33:53).
Современные дома защищают нас стальными дверями и установленными в них сложными замками. Безусловно, все это пришло к нам вместе с современной городской жизнью и защитило нашу частную жизнь. Ислам также не против этого. Однако для того, чтобы защитить святость личной жизни, недостаточно лишь внешних, физических мер. Нужно способствовать этому вежливостью и уважением в наших поступках.
Стучаться в дверь – это показатель культуры, правило приличия. Посмотрите на наших предков. Они украсили огромными дверями, открывающимися настежь, все общественные здания, постоялые дворы, карван-сараи, мечети и медресе, потому что им нечего было скрывать. Эти места принадлежат всем. Но если мы захотим пройти дальше вовнутрь, войти во внутренние комнаты, то нас встретят скромныедвери, которые покажутся нам очень низкими. Чтобы пройти через них, нужно слегка пригнуться. И в этот момент вы поймете, что внутри начинается частная жизнь.Вы невольно совершаете поклон из уважения перед обладателем этой личной жизни. Когда переступаете через порог, вы уже потихоньку входите в чью-то личную жизнь. Поэтому давайте будем стучаться в двери, будем приветствовать хозяев и с приветливым лицом и вежливостью будем входить в дом, получив разрешение. Переступим через порог, но не через грани дозволенного. Не будем забывать, что у каждого дома имеется дверь, и каждая дверь открывается в особый мир.
Islam-Today
Что Вы думаете об этом?
Оставьте свой комментарий.