«Если вы не окажете ему (Мухаммаду) поддержки, то ведь Аллах уже оказал ему поддержку, когда неверующие изгнали его. Он был одним из тех двоих, которые находились в пещере, и сказал своему спутнику (Абу Бакру): «Не скорби, ибо Аллах – с нами». Тогда Аллах ниспослал ему спокойствие и поддержал его воинами, которых вы не видели. Аллах сделал слово неверующих нижайшим, тогда как Слово Аллаха превыше всего. Аллах – Могущественный, Мудрый». (Сура «Тауба», аят 40)
В Меккансий период мусульмане испытывали нескончаемые мучения со стороны мушриков. И тогда по воле Аллаха наш Пророк (мир ему и благословение Всевышнего!) велел мусульманам пересилиться в город Медину, который был для них самым безопасным местом. После этого мусульмане начали отдельными группами переселяться в Медину. Однако это совсем не устраивало предводителей курайшитов, потому что они понимали, что в Медине мусульмане могут организовать сильное сообщество. Медина находилась на пути из Мекки в Шам и в дальнейшем могла стать причиной ослабления торговых связей Мекки. По этой причине, они собрали отряд из самых сильных молодых людей каждого племени, чтобы ночью напасть на дом Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего!) и убить его. Однако Всевышний Аллах сообщил своему Посланнику об этом решении многобожников и повелел ему совершить переселение, хиджрат. Это событие так описывается в аяте:
«Вот неверующие ухищрялись, чтобы заточить, убить или изгнать тебя. Они хитрили, и Аллах хитрил, а ведь Аллах – Наилучший из хитрецов» (Анфал, 8:30).
Наш Пророк (мир ему и благословение Всевышнего!) навестил Абу Бакра и сказал ему, чтобы он приготовился к переселению. Затем он оставил переданные ему на хранение вещи, аманат, хазрати Али, оставил его вместо себя на ночь в своей постели и вышел из дома. Они встретились с Абу Бакром и покинули Мекку, направившись в сторону горы Севр.
Гора Севр находится в пяти километрах к югу от Мекки. Эта гора состоит из множества вершин, и здесь имеется много больших и маленьких пещер. В приведенном аяте речь идет как раз об одной из этих пещер, в которой прятался Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего!). А рядом с ним в это время находился только один его друг, который испытывал сильное беспокойство из-за того, что враги могли их догнать и обнаружить. Однако наш Пророк (мир ему и благословение Всевышнего!) надеялся на помощь Аллаха и сохранял твердость и хладнокровие. Хотя в аяте и не упоминается имя его друга, но исторические данные неопровержимо свидетельствуют о том, что это был хазрати Абу Бакр.
В заслуживающих доверия источниках говорится, что во время этого путешествия и особенно трех суток, проведенных в пещере, Абу Бакр доказал своим поведением, насколько он предан Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего!), насколько сильно дорожит его жизнью и здоровьем. Восхваление в Коране бесподобной преданности Абу Бакра благословенному Пророку (мир ему и благословение Всевышнего!) привело к тому, что в исламской литературе его стали называть “яри-гар”, сердечным другом Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего!) в пещере.
Вместе с тем, в аяте также содержится напоминание о том, что даже это был такой критический момент, когда даже такой человек, как Абу Бакр, который обладал абсолютной покорностью и от всей души, искренне верил во всемогущество Всевышнего Аллаха, может потерять надежду и чувствовать сильную тревогу. Но никто не должен сомневаться в том, что и в такой ситуации Аллах не оставит своего Посланника. Ведь это Он внушил Ему чувство доверия и всегда оказывал необходимую поддержку.
В этом аяте сообщается о том, что Слово Аллаха всегда будет превыше всего, что в конце концов окажутся пустыми все претензии неверующих. Здесь также подчеркивается, что нет места беспокойству за Ислам, его светильник никогда не будет погашен. Но с другой стороны, в аяте содержится также призыв не забывать необходимость сохранения твердости в борьбе за веру. В Исламе эти два вопроса тесно взаимосвязаны и нужно сохранить баланс между ними. Выражение “калиматуллах”, переведенное как “Слово Аллаха”, толкуют также, как “религия Аллаха” (Табари, Х, 137), “Его призыв к Исламу” (Замахшари, II, 152-153).
Через трое суток, проведенных в пещере, когда мекканцы прекратили поиски, Пророк (мир ему и благословение Всевышнего!) со своим другом пошли по дороге в сторону Медины. Самые трудные моменты в процессе переселения были пережиты именно в пещере Севр. Стоит обратить внимание на те меры безопасности, которые предпринял благословенный Пророк (мир ему и благословение Всевышнего!) во время переселения. Это и оставление вместо себя в доме хазрати Али, и выход из Мекки в южном направлении, а не в сторону Медины, и пережидание в пещере активной фазы поисков. Эти тактические хитрости привели к успеху в переселении.
Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего!) было хорошо известно, что он находится под покровительством Господа. Но даже он при необходимости предпринял все, что было в его человеческих силах. Это является важным примером для тех мусульман, которые хотят добиться успеха и победы. В Коране нет подробных описаний этих событий, лишь упомянуто о случае в пещере. А подробное изучение данного вопроса с использованием исторических исследований, оставлено нам.
Islam-Today
Что Вы думаете об этом?
Оставьте свой комментарий.