Аллах Всевышний говорит в Коране:
«Клянусь утром! Клянусь ночью, когда она густеет! Не покинул тебя твой Господь и не возненавидел. Воистину, будущее для тебя лучше, чем настоящее. Господь твой непременно одарит тебя, и ты будешь удовлетворен. Разве Он не нашел тебя сиротой и не дал тебе приют? Он нашел тебя заблудшим и повел прямым путем? Он нашел тебя бедным и обогатил? Посему не притесняй сироту! И не гони просящего! И возвещай о милости своего Господа» (ад-Духа 93/1-11).
Существуют разногласия по поводу ниспослания этой суры. Было сказано, что эта сура была ниспослана в связи с тем, что посланник Аллаха (мир ему) по уважительной причине не смог встать на ночной намаз, а одна женщина стала говорить по этому поводу неподобающие вещи.
Так же было сказано, что эта сура была ниспослана в ответ на слова идолопоклонников, когда ниспослание откровения было прервано на некоторое время. Факих кады Ийад (да помилует его Аллах) сказал, что эта сура с шести точек зрения указывает на благосклонность Аллаха Всевышнего к посланнику (мир ему) и на его возвеличивание:
- Выражение клятвы в этой суре, указывающее на положение посланника Аллаха (мир ему). Выражение «Клянусь утром/ клянусь Хозяином утра»,упоминаемое в первом аяте, указывает на высочайшую степень, которую может достичь посланник Аллаха (мир ему).
- Выражение «Не покинул тебя твой Господь и не возненавидел», упоминаемое в третьем аяте, разъясняет его степень и положение перед Аллахом Всевышним. И означает, что «твой Господь не бросил тебе и не разгневался на тебя» или «твой Господь, не проявляет небрежности к тебе, после того, как Он избрал тебя посланником».
- Выражение «будущее для тебя, лучше, чем настоящее». Ибн Исхак, давая толкование к этому аяту, говорит: «Этот аят означает следующее: «Место, которое ты займешь, вернувшись к Аллаху, лучше, чем, все, что дано тебе в качестве благ». Сахль говорит, что значением этого аята, является: «Шафаат и Макаму-Махмуд, которые Я приготовил для тебя в ахыра, лучше того, что даровано тебе в мирской жизни».
- Выражение «Господь твой непременно одарит тебя, и ты будешь доволен», упоминаемое в пятом аяте. Этот аят включает в себя всевозможные блага, счастье, дары и угощения, как в мирской жизни, так и в вечной жизни.
Ибн Исхак говорит: «Аллах удовлетворит своего посланника успехом в мирской жизни, и вознаграждением в ахыра». Было сказано: «Некто из членов семьи Пророка (мир ему) передал, что Аллах в ахыра дарует Пророку (мир ему) бассейн Кяусар и право заступничества, Он сказал: «В Коране нет другого аята, кроме этого, который бы вселял столько надежды. Так как посланник Аллаха (мир ему) не захочет, чтобы хоть один человек из его общины попал бы в Ад».
- В оставшихся аятах этой суры, Аллах Всевышний перечислил и подтвердил блага, которыми Он одарил своего посланника (мир ему). В тафсирах это разъясняется по-разному, например, что Аллах Всевышний удостоил его истинного пути, и сделал причиной обретения истинного пути другими; обогатил его, когда он был беден; даровал довольство и богатство его сердцу; милосердие, которое проявил к нему его дядя, когда он был сиротой. А в другом тафсире говорится, что это подразумевает защиту Аллаха.
В другом тафсире говорится, что выражение «разве Он не нашел тебя заблудшим» означает «разве Он не наставил тебя на истинный путь, не обогатил тебя, избавив от бедности, и не взял под свою защиту». Таким образом, Аллах Всевышний напомнил посланнику о дарованных ему благах.
Потому что как следует из предыдущих разъяснений, Аллах никогда не оставлял своего посланника, ни во времена джахилии, когда он был маленьким; ни в то время, когда он остался сиротой; ни в бедности. А раз так, то после того, как Мухаммад (мир ему) удостоился пророчества, не может быть и речи о ненависти или оставлении без помощи, наоборот, Аллах Всевышний удостоил его еще большей милости и даров.
- В выражении «и возвещай о милости своего Господа», приказывается разъяснять те блага, которые ему дарованы, благодарить за эти дары и распространять их. Так как разъяснение этих милостей, так же является одним из проявлений благодарности. Это предписание является частным для Пророка (мир ему) и общим для общины.
Islam-today