Во многих аятах Всевышний Аллах называет Коран «руководством» для верующих (худа, хидаят). Нам может казаться, что это руководство касается только нашей религии, но на деле Коран является руководством, которое охватывает все аспекты нашей жизни – нам стоит только научиться извлекать его уроки и претворять их в жизнь. Многие мусульмане читают Коран ради получения награды, но забывают, что главная задача Корана – вести нас, быть руководством. Богатый арабский язык дает следующие объяснения значению слова «худа» (от слова "хидаят"):
* Показывать кому-либо путь.
* Помощь в преодолении пути.
* Вести кого-либо до пункта назначения. Коран содержит бесчисленные уроки для верующих.
В этой статье речь пойдет про один случай, который произошел со сподвижниками Посланника Аллаха (мир ему). Это напоминание актуально и в наши дни.
Всевышний Аллах в Коране говорит: «О те, которые уверовали! Когда вы выступаете на пути Аллаха, то удостоверяйтесь и не говорите тому, кто приветствует вас миром: «Ты — неверующий», — стремясь обрести тленные блага мирской жизни. У Аллаха есть богатая добыча. Такими вы были прежде, но Аллах оказал вам милость, и посему удостоверяйтесь. Воистину, Аллах ведает о том, что вы совершаете». (Сура ан-Ниса, аят 94) В этом аяте Аллах обращается к верующим, которые принимали Ислам во времена Пророка (мир ему), но не объявлял о своей вере открыто.
Вследствие этого, мусульмане в основной массе смешивались с язычниками. И, чтобы верующим было проще узнавать друг-друга, они использовали в общении мусульманское приветствие («салам алейкум» - мир вам). Существует большое количество причин ниспослания этого аята, упоминаемых сподвижниками и муфассирами. По одной из версий, этот аят был ниспослан после того, как Посланник Аллаха (мир ему) отправил с проповедью Ислама делегацию мусульман во главе с аль-Микдадом бин аль-Асвадом (да будет доволен им Аллах). Ибн Касир упоминает об этом случае в своем знаменитом тафсире: «Ибн Аббас передает, что Посланник Аллаха (мир ему) отправил группу во главе с Микдадом бин аль-Асвадом. Когда они прибыли в одно селение, то увидели, что народ уже разбежался. Остался лишь один человек, который стоял с богатыми пожитками. Он сказал: «Я свидетельствую, что нет божества кроме Аллаха». Микдад набросился на него и убил его. Один из его спутников воскликнул: "Ты убил человека, который засвидетельствовал, что нет божества кроме Аллаха? Клянусь Аллахом, я обязательно расскажу об этом Посланнику Аллаха (мир ему)". Когда они вернулись к Посланнику Аллаха (мир ему), они сказали: «О, посланник Аллаха, Микдад убил человека, который свидетельствовал, что нет божества кроме Аллаха». Он сказал: «Позовите ко мне Микдада». А затем обратился к нему: «О, Микдад, неужели ты убил человека, который говорит, что нет божества кроме Аллаха? Что же ты сделаешь с этим «нет божества кроме Аллаха» завтра?» - и тогда Аллах ниспослал этот аят. Затем Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Если верующий человек будет скрывать свою веру от неверных, (среди которых он живёт), после чего объявит о ней, а ты убьёшь его (ты совершишь грех). В таком же положении был и ты, о Микдад, когда прежде скрывал свою веру в Мекке». Аллах призывает верующих не искать «тленных благ мирской жизни». Аллах Всевышний напоминает нам, что все, что есть в этом мире – бренно, в то время как награда Аллаха – вечна, не исчезнет никогда. Он также напоминает сподвижникам, что они скрывали свою веру, живя среди язычников Мекки, поэтому им стоит серьезно подумать, перед тем, как предпринимать судьбоносные решения. Многие из нас пережили в своей жизни период, который называется «неведение» и наше поведение в этот период мало было похоже на поведение благочестивых мусульман.
Однако сейчас мы смотрим свысока на тех наших братьев и сестер, которые отчаянно пытаются жить полноценной жизнью мусульман, ведя схватку со своим нафсом за иман. Почему сейчас мы с презрением смотрим на тех, кто по каким-то причинам не готов встать на намаз или носить хиджаб? У многих из нас был период, когда мы, подобно сподвижникам Пророка (мир ему), скрывали от посторонних свою веру или стеснялись открыто говорить о ней. Аллах в этом аяте напоминает об этом периоде не только сподвижникам, но и нам. Если мы критикуем единоверцев за их внешний вид – Аллах об этом знает.
Если мы потешаемся над ними – Аллах и это знает. Помните, что когда-то мы с вами были на их месте, но Аллах Всевышний по милости Своей одарил нас руководством. Мы не можем основывать свои действия на догадках или внешнем виде. Вспомните историю блудницы, которая заслужила Рай только за то, что напоила бродячую собаку. Или праведника, поклонявшегося Аллаху всю жизнь, но закончившего свои дни в служении шайтану. Внешний вид может быть обманчив, и только Всевышний Аллах знает то, что скрыто в душе у человека. Поэтому мы не имеем права навешивать ярлыки и считать одних людей хорошими, а других плохими.
Другой подобный случай произошел с Усамой бин Зейдом (да будет доволен им Аллах), который убил во время сражения человека, произнесшего «Ля иляха илляЛлах». Усама объяснил, что этот язычник поступил так от страха смерти, на что Посланник Аллаха (мир ему) возразил: «А ты открыл его сердце, что знаешь, сказал ли он это («Нет бога, кроме Аллаха») или нет (сердцем)?» (Муслим)
Мы не должны делать выводы, не подтвердив свои догадки. Мусульманам стоит рассмотреть проблему комплексно, а потом уже принимать решение. Вспомните, как часто мы принимали решения «с горяча»? Задумывались ли мы в тот момент над тем, чтобы принять во внимание все доводы и взглянуть на ситуацию со всех сторон? Богобоязенность (таква) не скрыта в длине наших штанов или бород, а также в складках одежды. Посланник Аллаха (мир ему) говорил, указывая на свою грудь: «Богобоязненность (таква) - здесь» (Муслим).
Только Аллах ведомо, кто из Его рабов является грешником или благочестивым: «Твой Господь лучше знает тех, кто сбился с Его пути, и лучше знает тех, кто следует прямым путем». (Сура аль-Калям, аят 7)
Если мы будем применять в нашей жизни аят, озвученный в начале статьи, наше общество изменится вместе с нами.
Посланник Аллаха (мир ему) говорил, что все дети Адама совершают ошибки. Так почему мы должны судить других?
Islam-today