Лень – это психологическое нежелание человека выполнять какую-либо деятельность. Может носить кратковременный или длительный характер, наблюдаться периодически или постоянно. В большинстве случаев является проявлением психологического состояния человека, но также может свидетельствовать о разных заболеваниях организма.
Очень часто симптоматика лени способствует разрушению нормальной жизни. Для взрослого человека лень становиться огромной проблемой, которая мешает работать, обеспечивать свою семью, а также совершать поклонение и богоугодные дела.
Причины возникновения лени:
1. Первым признаком лени является лицемерие. Несомненно, лицемерие взывает лень в поклонении.
2. Откладывание какого-либо действия на потом. Поистине, слово «потом» является одним из войск сатаны.
3. Чревоугодие. Естественно переедание вызывает лень и вялость.
4. Обман со стороны сатаны, проявляемый в ложном уповании на Всевышнего. Такой вид упования приводит к лени и бездействию.
5. Чрезмерный отдых и всякие развлечения.
А в хадисе, переданном от Шадада бин Авс (да будет доволен им Аллах) говорится, что Посланник Всевышнего ﷺ изрёк:
«Разумный тот, кто управляет своими желаниями и работает для того, чтобы быть счастливым в следующей жизни после смерти. А слабый тот, кто следуeт на поводу своих низменных желаний и страстей, совершая грeхи и при этом возлагая надежду на милость Творца».
Предлагаем вашему вниманию дуа Пророка ﷺ, с которыми он часто обращается к Господу для избавления от лени.
Дуа от лени и невзгод №1
اللَّهُمَّ إِنِّي أَعُوذُ بِكَ مِنَ الْعَجْزِ وَالْكَسَلِ، وَأَعُوذُ بِكَ مِنَ الْقَسْوَةِ وَالْغَفْلَةِ وَالْعَيْلَةِ وَالذِّلَّةِ وَالْمَسْكَنَةِ، وَأَعُوذُ بِكَ مِنَ الْفُسُوقِ وَالشِّقَاقِ وَالنِّفَاقِ وَالسُّمْعَةِ وَالرِّيَاءِ، وَأَعُوذُ بِكَ مِنَ الصَّمَمِ وَالْبَكَمِ وَالْجُنُونِ وَالْبَرَصِ وَالْجُذَامِ وَسَيِّءِ الأَسْقَامِ.
«Аллаhумма инни а’уҙу бика мина-ль-’аджзи валь-касали, ва а’уҙу бика мина-ль-ḱасвати валь-ґафляти валь-’айляти ва-ҙ-ҙилляти валь-масканати, ва а’уҙу бика мина-ль-фусуḱи ва-ш-шиḱаḱи ва-н-нифаḱи ва-с-сум’ати ва-р-рияъи, ва а’уҙу бика мина-ĉ-ĉамами валь-баками валь-джунуни валь-бараĉи валь-джуҙами васаййии-ль-асḱами».
Смысл: «О Аллах! Я прибегаю к Твоей защите от слабости, нерадения и лени. Также прощу у Тебя защиты от жестокости, отвлечённости (рассеянности), от многодетности (т.е. иметь большую семью и при этом быть бедным), позора, бедности. И я прибегаю к Твоей защите от нечестия, несчастия, лицемерия, тщеславия и показухи. И прибегаю к Твоей защите от глухоты, немоты, безумия лепры, проказы и прочих тяжких болезней» (ибн Хиббан).
Дуа от лени и невзгод №2
اللَّهُمَّ إِنِّي أَعُوذُ بِكَ مِنَ الْعَجْزِ وَالْكَسَلِ وَالْجُبْنِ وَالْبُخْلِ وَالْهَرَمِ وَالْقَسْوَةِ وَالْغَفْلَةِ وَالْعَيْلَةِ وَالذِّلَّةِ وَالْمَسْكَنَةِ، وَأَعُوذُ بِكَ مِنَ الْفَقْرِ وَالْكُفْرِ وَالْفُسُوقِ وَالشِّقَاقِ وَالنِّفَاقِ وَالسُّمْعَةِ وَالرِّيَاءِ، وَأَعُوذُ بِكَ مِنَ الصَّمَمِ وَالْبَكَمِ وَالْجُنُونِ وَالْجُذَامِ وَالْبَرَصِ وَسَيِّىءِ الأَسْقَامِ.
«Аллаhумма инни а’уҙу бика мина-ль-’аджзи валь-касали валь-джубни валь-бухли валь-hарами валь-ḱасвати валь-ґафляти валь-’айляти ва-ҙ-ҙилляти валь-масканати, ва а’уҙу бика мина-ль-фаḱри валь-куфри валь-фусуḱи ва-ш-шиḱаḱи ва-н-нифаḱи ва-с-сум’ати ва-р-рияъи, ва а’уҙу бика мина-ĉ-ĉамами валь-баками валь-джунуни валь-джуҙами валь-бараĉи васаййии-ль-асḱами».
Смысл: «О Аллах, поистине, я прибегаю к Твоей защите от слабости, и нерадения, малодушия, скупости и старческой дряхлости, жестокости, отвлечённости (рассеянности), иметь большую семью и быть при этом бедным, унижения, и чтобы быть нуждающимся. И я прибегаю к Твоей защите от нищеты, неверия, нечестия, несчастия, лицемерия, позора и показухи. И прибегаю к Твоей защите от глухоты, немоты, безумия, лепры, проказы и прочих тяжких болезней» (аль-Байхаки и аль-Хаким).
Дуа от лени и невзгод №3
للّهُـمَّ إِنِّي أَعْوذُ بِكَ مِنَ الهَـمِّ وَ الْحُـزْنِ والعَجْـزِ والكَسَلِ والبُخْـلِ والجُـبْنِ، وضَلْـعِ الـدَّيْنِ وغَلَبَـةِ الرِّجال.
«Аллаhумма инни а’уҙу бика миналь-hамми валь-ẍазани валь-‘аджзи валь-касали валь-джубни валь-бухли ва ḓаль’и-д-дайни ва ґалябати-р-риджали».
Смысл: «О Аллах, поистине, я прибегаю к Твоей защите от беспокойства и грусти, от слабости и нерадения, от малодушия и скупости, от бремени долга и от того, что чаще всего случается с людьми» (имам аль Бухари).
Дуа от лени и невзгод №4
اللَّهُمَّ إِنِّي أَعُوذُ بِكَ مِنَ الْعَجْزِ وَالْكَسَلِ وَالْجُبْنِ وَالْبُخْلِ وَالْهَرَمِ وَعَذَابِ الْقَبْرِ. اللَّهُمَّ آتِ نَفْسِي تَقْوَاهَا وَزَكِّهَا أَنْتَ خَيْرُ مَنْ زَكَّاهَا أَنْتَ وَلِيُّهَا وَمَوْلَاهَا. اللَّهُمَّ إِنِّي أَعُوذُ بِكَ مِنْ عِلْمٍ لَا يَنْفَعُ وَمِنْ قَلْبٍ لَا يَخْشَعُ وَمِنْ نَفْسٍ لَا تَشْبَعُ وَمِنْ دَعْوَةٍ لَا يُسْتَجَابُ لَهَا.
«Аллаhумма инни а‘уҙу бика мина-ль-‘аджзи валь-касали валь-джубни валь-бухли валь-hарами ва ‘аҙаби-ль-ḱабри. Аллаhумма ати нафси таḱваhа ва заккиhа, анта хайру ман заккаhа, анта валийюhа ва мавляhа. Аллаhумма инни а‘уҙу бика мин ‘ильмин ля янфа‘у ва мин ḱальбин ля яхша‘у ва мин нафсин ля ташба‘у ва мин да‘ватин ля юстаджабу ляhа».
Смысл: «О Аллах, поистине, я прошу защиты у Тебя от немощности, лени, трусости, скупости, старческой слабости и могильных мук. О Аллах, сделай мой нафс богобоязненным и очисти его, Ты лучший из очищающих, Ты его хозяин и покровитель. О Аллах, поистине, убереги меня от бесполезных знаний, несмиренного сердца, от нафса ненасыщающегося и мольбы, которая остаётся без ответа» (имам Муслим).
Дуа от лени и невзгод №5
اللَّهُمَّ إِنِّـي أَعُوذُ بِكَ مِنَ الْعجْزِ والكَسَلِ وَالجُبْنِ وَالْبُخْلِ وَالْهَرَمِ، وَأَعُوذُ بِكَ مِنْ عَذَابِ القبْرِ، وأَعُوذُ بِكَ مِنْ عَذَابِ النَّارِ، وَأَعُوذُ بِكَ مِنْ فِتْنَةِ الْمَحْيَا وَالْمَمَاتِ.
«Аллаhумма инни а’уҙу бика мина-ль-’аджзи валь-касали валь-джубни валь-бухли валь-hарами, ва а’уҙу бика мин ‘аҙаби-ль-ḱабри, ва а’уҙу бика мин ‘аҙаби-н-нари, ва а’уҙу бика мин фитнати-ль-маẍья валь-мамати».
Смысл: «О Аллах! Я прибегаю к Твоей защите от слабости, и нерадения, и малодушия, скупости и старческой немощи, а также прибегаю к Твоей защите от мучений в могилы, прибегаю к Твоей защите от мучений адского Огня, и прибегаю к Твоей защите от испытаний жизни и смерти» (имамы аль-Бухари и Муслим).
Рахматулла Абдулкаримов
По материалам: http://www.islam.ru/