Мухаррам знаменует собой начало нового года по мусульманскому летоисчислению. Оно ведётся от даты переселения (по-арабски «хиджра») пророка Мухаммада ﷺ из Мекки в Ясриб, переименованный позже в Медину («город Пророка ﷺ»). Это переселение было совершено в 622 году по григорианскому летоисчислению. Об истории хиджры повествуется в книге «История пророков» досточтимого шейха Саида-афанди аль-Чиркави.
Когда неверные курайшиты узнали о том, что мединские ансары поддержали Пророка Мухаммада ﷺ, их охватил сильный страх. Видя распространение посланнической миссии Любимца Господа ﷺ, несчастный народ утонул в тяжких заботах. Знать курайшитов, и без того потерявшая покой, ещё больше забеспокоилась, когда сатана сообщил о том, что племена Авс и Хазрадж, объединившись с Мухаммадом ﷺ, готовятся к войне с курайшитами.
Когда притеснения со стороны неверных стали невыносимыми, сподвижники пожаловались Пророку ﷺ. Пророк ﷺ разрешил им переселиться и сказал, что лучше идти в город Ясриб. Получив разрешение Посланника Аллхаа ﷺ, сподвижники группами стали готовиться к переселению. Поскольку Любимец Всевышнего ﷺ указал на Ясриб, все, у кого была возможность, направились туда. Из-за препятствий, чинимых мекканскими неверующими, мусульмане были вынуждены выйти в путь тайно, поздней ночью.
‘Умар ﺭﺿﻲﷲﻋﻨﻪ же, уходя, открыто объявил: «Вот я ухожу. Кто хочет, чтобы его дети осиротели, жена овдовела, заплакала мать, встаньте на моем пути!». Но найдется ли соперник ‘Умару ибн Хаттабу ﺭﺿﻲﷲﻋﻨﻪ, исполненному имана, не страшащемуся смерти?! Чтобы выступить против него и помешать ему, надо было не знать его саблю.
Все мухаджиры (1) переселились в Медину, Любимец Аллаха ﷺ же остался среди язычников. До получения разрешения Всевышнего он вместе с Абу Бакром ﺭﺿﻲﷲﻋﻨﻪ и ‘Али ﺭﺿﻲﷲﻋﻨﻪ оставался в Мекке.
Боясь, что Пророк ﷺ уйдёт вслед за мухаджирами, враги Господа стали строить коварные планы. Они тайно собрались в доме совещаний, чтобы обсудить свои бредовые затеи. Были разные предложения, но все согласились со злонравным Абу Джахлем.
Он предложил выбрать из каждого племени по одному юноше и дать каждому по сабле. «Пусть они вместе разом ударят Мухаммада ﷺ саблями, тогда кровная вражда рассыплется по племенам и не будет одного врага, которому нужно отомстить», – твердо сказал он. Среди них был проклятый враг иблис в облике шейха из Неджда. Он горячо поддержал предложение Абу Джахля и сказал, что так будет лучше.
Плохие люди часто строят козни против хороших, но не могут их осуществить, если Аллах не позволит. И те, которые осуществляются, в итоге проваливаются, оказавшись уловкой Всевышнего.
Ангел Джибриль ﺭﺿﻲﷲﻋﻨﻪ прибыл к Пророку ﷺ, чтобы сообщить о коварном плане курайшитов, и посоветовал ему ночью уложить в своей постели ‘Али ﺭﺿﻲﷲﻋﻨﻪ. Он передал ему разрешение Аллаха на переселение (хиджру), велел отправиться к Абу Бакру ﺭﺿﻲﷲﻋﻨﻪ и готовиться к отъезду этой ночью.
Пророк ﷺ вернулся домой вместе с Хайдаром ‘Али ﺭﺿﻲﷲﻋﻨﻪ. Глупцы из курайшитов ночью окружили дом с твёрдым намерением непременно убить Посланника Аллаха ﷺ. Тем временем Любимец Господа ﷺустроил ‘Али ﺭﺿﻲﷲﻋﻨﻪ в своей постели, а сам вышел. Он взял горсть земли и, читая суру «Йа-син», взмахом руки осыпал ею неверных. Язычники, словно приняли снотворное зелье, заснули на своих местах, а Пророк ﷺ ушёл, оставив их спящими. Они с Абу Бакром отправились к горе Савр, где укрывались в пещере в течение трех суток.
Неверные провели ночь, сторожа ‘Али-асхаба ﺭﺿﻲﷲﻋﻨﻪ, которого ангелы охраняли в постели Пророка ﷺ. Утром к ним подошёл незнакомец и спросил: «Что вы здесь делаете?» Они грубо ответили, что ждут, когда Мухаммад ﷺ выйдёт. «Вы не достигли цели, мечты ваши не сбылись, головы ваши были осыпаны землей, а он ушел отсюда, пока вы спали», – сообщил им мужчина. «О чем он говорит?» – подумали они и провели руками по своим головам.
Обнаружив на них землю, они всполошились и опустили головы от стыда. Найдя, к тому же, ‘Али ﺭﺿﻲﷲﻋﻨﻪ в постели Пророка ﷺ, они ушли обратно сбитые с толку. Могуществом Создателя, мудростью Всемогущего все без исключения, кого в ту ночь Любимец Аллаха ﷺ осыпал землей, были перебиты сподвижниками в сражении при Бадре.
Глупые курайшиты сбились с ног в поисках Пророка ﷺ, и не оставалось в Мекке места, куда бы они не заглянули. Они поднялись на высоты, обошли низины и, наконец, напали на след, ведущий к пещере Савр. Бросив клич, они собрались и погнались за Посланником Господа ﷺ. «Тот, кто убьёт Мухаммада ﷺ или приведёт его, получит в подарок сто верблюдов», – высокомерно пообещал проклятый Абу Джахль.
Группа преследователей добралась до пещеры Савр. Они обнаружили, что вход в пещеру закрыт, паук оплёл его паутиной, а голуби свили над ним гнездо, в котором голубка снесла яйца.
Все это Всевышний сделал средством для убережения Пророка ﷺ от врагов. Язычники решили, что в пещере никого нет, и вернулись обратно. Они не смогли увидеть Посланника ﷺ с Абу Бакром ﺭﺿﻲﷲﻋﻨﻪ, хотя те находились прямо перед ними, без преграды.
Абу Бакр ﺭﺿﻲﷲﻋﻨﻪ, для которого Пророк ﷺ стал дороже собственной жизни, вошёл в пещеру первым. Он разорвал свою одежду на тряпки и закрыл ими дыры в пещере. Оставалась только одна дыра, и Абу Бакр ﺭﺿﻲﷲﻋﻨﻪ сел, закрыв её своей ногой. Любимец Господа ﷺ уснул, положив голову на колени Абу Бакру ﺭﺿﻲﷲﻋﻨﻪ. В это время змея из этой щели ужалила Абу Бакра ﺭﺿﻲﷲﻋﻨﻪ в пятку. Его слеза упала на щеку Пророка ﷺ. Он ﷺ, вздрогнув, проснулся и спросил, что случилось. Абу Бакр ﺭﺿﻲﷲﻋﻨﻪ сказал, что змея ужалила его в ногу. Пророк ﷺ смочил своей слюной место укуса, и боль исчезла.
По ночам ‘Абдуллах, сын Абу Бакра ﺭﺿﻲﷲﻋﻨﻪ, приходил к ним с новостями о том, что происходит днем у курайшитов. Также поздней ночью еду и всё необходимое приносила Асма, дочь Абу Бакра ﺭﺿﻲﷲﻋﻨﻪ. Слуга Абу Бакра ﺭﺿﻲﷲﻋﻨﻪ Амир ибн Фахират водил овец в сторону пещеры Савр, чтобы замести следы ‘Абдуллаха и Асмы.
Когда злосчастные преследователи прибыли к пещере, Абу Бакр ﺭﺿﻲﷲﻋﻨﻪ испугался, не зная что делать. Он успокоился, когда Пророк ﷺ сказал: «О чем нам беспокоиться, ведь Аллāћ с нами».
Они провели в пещере Савр три ночи. После этого, как и договорились, прибыл Амир ибн Фахират с верблюдами. В ночь на понедельник они вышли из пещеры Савр и отправились в обход по побережью моря. С ними был и проводник.
Преодолев множество трудностей, Любимец Всевышнего ﷺ покинул Мекку. И как только не разрушились все горы и холмы, когда он покидал отчий край?! Джинны плакали, глядя вслед Пророку ﷺ, посланному милостью ко всей Вселенной.
Продолжая путь в глубокой печали, Посланник Аллаха ﷺ остановился у женщины по имени Умму Ма‘бад. Пророк ﷺ спросил её, не продаст ли она ему молоко или мясо. Но у неё ничего не нашлось под рукой. Пророк ﷺ увидел худую, обессилевшую овцу и спросил женщину, можно ли её подоить. «Доить-то можно, но у неё нет молока», – ответила Умму Ма‘бад. Любимец Господа ﷺ прочитал ду‘а и провёл рукой по вымени, и у овцы появилось нескончаемое молоко, так что все напились, и никто не остался голодным. Все получили благодать Пророка ﷺ. С тех пор эта овца стала дойной, она давала много молока и утром, и вечером, подобно буйволице. День, когда Пророк ﷺ погостил у них и принёс благодать, стал для них праздником.
Когда они отправились дальше, Суракат помчался следом за ними верхом на резвом коне и со злым умыслом приблизился к ним. Абу Бакр ﺭﺿﻲﷲﻋﻨﻪ испугался за Пророка ﷺ, но тот успокоил его, сказав: «Аллах с нами». Суракат самонадеянно приближался к ним с твёрдым намерением не возвращаться обратно, пока не убьёт Любимца Господа ﷺ. Он уже считал своими сто верблюдов, обещанных курайшитами за его голову. Суракат нёсся как ветер, надменно приговаривая: «Сейчас мы увидим!». Пророк ﷺ попросил о помощи, и Аллах ответил на его просьбу: ноги коня, на котором мчался Суракат, завязли в земле. Когда конь увяз в твёрдой земле как в песке, Суракат в отчаянии стал умолять Посланника ﷺ спасти его. Увидев его покорность, Пророк ﷺ сжалился над ним. Земля отпустила коня. Но Суракат, освободившись, снова вознамерился убить Пророка ﷺ. И снова конь увяз ногами в земле, как и прежде. Суракат опять стал умолять, и Любимец Всевышнего ﷺ сжалился над ним. Так Посланник ﷺпрощал его, но когда Суракат снова собирался напасть, ноги его лошади застревали в земле, и это повторялось несколько раз. Наконец, Суракат, поняв, кто есть Ахмад ﷺ, опомнился, покаялся и уверовал. Суракат вернулся тем же путём, которым прибыл, и как мог постарался защитить Пророка ﷺ. Встретив по пути преследователей, он вернул их обратно, сказав, что Ахмад ﷺ ушёл другой дорогой.
Суракат вернулся, а Пророк ﷺ продолжил путь. Посланник ﷺ встретил Бураидата ибн Хусайба, который шёл за ним в надежде получить сто верблюдов, обещанных за его убийство. Он вёл за собой семьдесят соплеменников. Любимец Аллаха ﷺ спросил его: «Кто ты, из какого рода?» «Ибн Хусайб Бураидат», – был ответ. Пророк ﷺ очень обрадовался его ответу и сообщил Абу Бакру, что их ожидает радость. Они призвали Бураидата к Исламу, и тот выслушал их. Его разум взял верх над невежеством, и он внял призыву. Бураидат и его товарищи с радостью приняли Ислам и стали сподвижниками. Милость Всевышнего пролилась на них дождём, и они вместе с Пророк ﷺ переселились в Медину. Ахмад ﷺ прибыл в Кубу и спасся от врагов, подобно Мусе ﺭﺿﻲﷲﻋﻨﻪ, ушедшему в Мадйан. В одном из преданий сказано, что это было в понедельник, 12-го числа месяца раби аль-авваль.
Пророк ﷺ оставил ‘Али ﺭﺿﻲﷲﻋﻨﻪ в Мекке, чтобы вернуть людям имущество, переданное ему на хранение. Раздав всё, что было передано на хранение Мухаммаду ﷺ, ‘Али ﺭﺿﻲﷲﻋﻨﻪ на третий же день присоединился к ним вместе с немощными мусульманами (остававшимися в Мекке. – Прим. пер.). Они построили мечеть Куба, с богобоязненностью заложив фундамент, и с этого началось летосчисление Ислама.
В сказаниях по-разному говорится о том, сколько дней они там провели. Одни говорят о восемнадцати днях. Отправляясь в пятницу утром из Кубы в Медину, Пророк ﷺ совершил пятничный намаз в пути. Это было место под названием Рануна’, между Кубой и Мединой, где проживало племя Бану Салим. До этого Любимец Всевышнего ﷺ не совершал пятничных намазов, это был первый. Как сказано в книге «Нурул абсар», он совершил намаз с коллективом в сто человек. Не исключено, что первый пятничный намаз Пророк ﷺ совершил в Кубе, поскольку, если они пробыли в Кубе четырнадцать или двадцать два дня, то непременно провели там и пятницу. А если принять версию, согласно которой Пророк ﷺ пробыл в Кубе только три-четыре дня, то допускается возможность совершения пятничного намаза в Рануне, потому что в таком случае они могли не остаться в Кубе до пятницы. Как бы там ни было, мы не станем отрицать это. Из страха оказаться отрицающим пришлось привести обе эти версии. Будучи в Мекке, Посланник ﷺ не совершал пятничный намаз, потому что курайшиты не дали ему такой возможности.
Мусульмане Медины, жаждавшие встречи с Пророком ﷺ, три дня подряд провели в ожидании. Потеряв надежду, они разошлись по домам, в то время как караван Посланника ﷺ уже приближался. Его заметил один иудей, который взобрался на высокий холм и наблюдал за дорогой. Он стал кричать, словно глашатай, и сообщил об этом племенам Авс и Хазрадж, сказав, что этот караван – радость для них. Так Пророка ﷺ с большой радостью встретили в Медине.
Каждый хотел, чтобы Любимца Господа ﷺ остановился у него. Посланник ﷺ, никого не выделяя, отвечал так, что все остались довольны. «Аллах повелел верблюду, дайте ему идти куда велено», - сказал он. Верблюд с Ахмадом ﷺ на спине пошёл вперед и остановился, опустившись на колени, на месте будущей мечети. Затем верблюд встал с этого места, пошел дальше и остановился также у дома Абу Аюба. После этого он снова встал и вернулся туда, где останавливался раньше, и обосновался там. Он посмотрел по сторонам и начал урчать. Пророк ﷺ сказал, что здесь место его жилища, и спешился. Он выразил желание построить здесь мечеть. Участок предлагали ему даром, но Пророк ﷺ не согласился принять дар. Владельцами этой земли были двое сирот, о которых заботился сын Зарарата. Любимец Всевышнего ﷺотдал сиротам десять динаров и начал закладку фундамента мечети.
Согласно версии, приведенной в книге «Ис‘афу ррагибин», строительство началось в конце месяца раби аль-авваль, а завершилось на следующий год в месяце сафар. В строительстве принимал участие и сам Пророк ﷺ, он носил камни вместе со сподвижниками. В то время как другие носили по одному кирпичу, Аммар брал всегда по два. Рядом с мечетью построили и две комнаты – для Савды и ‘Айши. До окончания строительства мечети и комнат Ħабîб ﷺ жил в доме Абу Аюба.
В день, когда Пророк Мухаммад ﷺ прибыл в Медину, в городе все озарилось нуром. Горы и холмы заполнились голосами распевающих задушевные стихи, восхваляющие Любимца Аллаха ﷺ. Давайте же произнесем салават Пророку ﷺ, любить которого Творец обязал все разумные существа, которого повсюду сопровождает милость и чей баракат является общим, как для живых, так и для умерших.
Мавляя ċалли ва саллим дāиман абадан ‘аля Хабибика хайри-ль-халķи куллиhими.
О Аллах, одари вечным и бесконечным свалатом и саламом лучшего из творений – Твоего Любимца Ахмада ﷺ.
(1) Мухаджиры – букв. «переселенцы»; мусульмане, оставившие родину ради религии.
islam.ru