Возвышение Всевышнего Творца на Троне, Его рука, нога, око и прочие свойства Творца, описанные в Священном Коране и достоверных хадисах, воспринималось праведными, как условно не схожее с чем-либо из имеющегося в человеческом восприятии понимания данных явлений. Таково было мнение большинства суфиев и праведных ученых.
Сама попытка толковать аяты, где встречаются подобные свойства Всевышнего Аллаха, не являлась крамолой и грехом, ибо это делалось с целью дать ответы людям на интересующие их вопросы, защитив, тем самым, религию от нападков неверующих и атеистов, отрицающих существование Создателя, и желающих тем самым посеять в умах людей семя сомнения. Естественно, не допустимым считается сравнение Его свойств со существующими творениями и привязка его к месту и времени. Ученые, следовавшие путем Священного Корана и сунны, считали это недозволенным, и никто, не позволял себе допускать таких мыслей.
Если же Ибн Таймия позволял себе подобное сравнение и имело место представления Всевышнего в каких-то временных рамках и в соотношении места, то эти мысли и утверждения однозначно считаются недопустимыми, неверными и ошибочными. По мнению некоторых ученых- богословов, люди которые пытаются приписать Всевышнему Создателю рамки места и времени, то таковые считаются неверующими. Ибо подобные представления подразумевают материальную сущность Всевышнего, что, естественно, считается неверным. Однако большинство ученых склонно считать, что людей с такими представлениями можно воспринимать как ахли- бид’а, но не относить их к разряду неверующих.
Не смотря на все подобные уходы от истины и серьезные ошибки как у самого Ибн Таймии, так и у его двух учеников можно встретить полезные мысли, которые могут быть полезными для людей. Однако для их определения человек должен обладать достаточно хорошими знаниями, а не просто едва научившись разбираться в азах религии пытаться все это разобрать и определить. Человек же не имеющий достаточных знаний, наоборот, вместо пользы, может извлечь для себя больше вреда, потому как по причине ограниченности знаний может отравить свое сознание вредными идеями бид’а, содержащимися в этих книгах вышеуказанных авторов. И таких примеров, к сожалению, не мало.
В своих трудах я брал выдержки из трудов и Ибн Таймии и Ибн Кайима, но именно те моменты, которые не противоречат мнению четырех праведных мазхабов, и которые не подвержены идеям бид’а. Так, например, в таких трудах, как «Худжатуллахи аляль-алямин» и «Саадатуд-дарейн» вы можете найти прекрасные слова и выражения взятые мною как раз у этих авторов.
По преданию от Абу Дауда, Муаз ибн Джабаль (да будет им доволен Аллах) сказал:
- Берите истину у всех, кто вам ее принесет, и у неверующих, и у грешников.
А когда у него спросили:
- Откуда же мы узнаем, что неверные говорят правду?
Он ответил:
- Над каждой истиной есть нур (свет, озарение).
Юсуф Набхани "Ответ ваххабитам от Шавахидуль Хак"