Пророк Йусуф (а.с.):
Когда свет любви к Аллаху проник в сердце пророка Йакуба (а.с.), на свет появился пророк Йусуф (а.с.), как олицетворение божественного света. Поэтому его рождение связано с именем Ан-Нур (Свет). Кто бы ни посмотрел на его светлый лик, тотчас влюблялся в него. Его мать, отец и братья, охваченные огнем этой любви, совершили перед ним земной поклон.
В разуме и сердце Йусуфа (а.с.) отразилось имя Аль-Кадир (Всемогущий), поэтому он стал правителем Египта.
Его душа была освещена именами Аль-Мусаввир (Придающий облик), поэтому он был создан в прекрасном облике; Аль-Хафиз (Оберегающий), поэтому ему поручили надсмотр над государственными хранилищами зерна, и Аль-Афувв (Прощающий), поэтому он простил своим братьям все, что они с ним сделали.
Пророк Айюб (а.с.):
После того, как в пророке Йакубе (а.с.) проявилась любовь, а в пророке Йусуфе (а.с.) - красота, по воле Аллаха должен был появиться пророк, который подвергнется бедам и несчастьям на пути к печали. Ведь за любовью и красотой следуют беды и печаль.
Так на свет появился пророк Айюб (а.с.), на чью голову свалились различные беды, поскольку беды часто преследуют друзей Аллаха. Как раз об этом говорится в высказывании нашего Пророка (с.г.в.):
«Беда - это один из кнутов Аллаха, которым Он направляет Своих рабов к Себе».
Истина и дух Айюба исходят из сущностного имени Аль-Ганий (Обеспеченный богатством). Он потерял своих детей и все свои богатства. Затем Всевышний вернул ему все, дважды сделал его богатым.
В его разуме и сердце нашло отражение имя Ас-Сабур (Терпеливый). Не случайно Аллах говорит о нем:
«Воистину, Мы нашли его терпеливым. Как прекрасен был этот раб! Воистину, он всегда обращался к Аллаху» (Сура «Сад», аят 44).
Душа Айюба (а.с.) отражает свет двух божественных имен: Аль-Васи (Всеобъемлющий, Бесконечный) и Ат-Тавваб (Принимающий покаяние, Дарующий помилование), поскольку он смог противостоять бесконечным бедам и несчастьям, и Аллах помиловал его.
Пророк Шуайб (а.с.):
После пророка Айюба, претерпевшего различные беды на пути божественной любви, Аллах увидел необходимость направить такого пророка, который будет всем сердцем стремиться лицезреть Всевышнего и встретиться с Ним.
Так на свет появился пророк Шуайб (а.с.), который триста лет плакал от безмерной любви к Аллаху. Три раза он становился незрячим от слез. И один раз в каждое столетие он вновь обретал зрение.
Выражением его сущности стало имя Аль-Маджиид (Славный, Почетный), поэтому он был почитаем своим народом и получил почетное имя Хатиб (Проповедник).
Его разум и сердце стали отражением имени Аль-Карим (Щедрый), так как он всегда был щедр ко всем нуждающимся.
Душа Шуайба (а.с.) отражает свет двух божественных имен: Аль-Хакам (Судья) и Аль-Муксит (Справедливый), поскольку он справедливо судил среди народа и говорил людям: «Не обмеривайте и не обвешивайте».
Пророк Муса (а.с.):
Когда любовь к Всевышнему дополнилась дружбой Халиля (а.с.), любовью Йакуба (а.с.), красотой Йусуфа (а.с.), терпением Айюба (а.с.) и рвением Шуайба (а.с.), после этого воля Аллаха сочла нужным появление такого пророка, как Муса (а.с.), обладающего совершенными качествами, который проклянет неверующих.
Так на свет появился пророк Муса, истина и дух которого исходят из имен Аллаха Аль-Джалиль (Великий) и Аль-Алий (Возвышенный). Его величие состоит в том, что он одолел своих могущественных врагов и возвысился над ними. Всевышний Аллах говорит о нем:
«Поистине, ты выше (других)».
Его разум и сердце отражают имя Аль-Алим (Всезнающий), так как он очень хорошо знал Таурат, и все пророки до Исы выносили решения на основе Таурата.
Его душа является отражением двух божественных имен: Аль-Муизз (Возвеличивающий) и Аль-Музилль (Принижающий), ведь он возвеличивал верующих и принизил неверных.
Пророк Харун (а.с.):
После того, как проявилась ярость Всевышнего (Джелаль), должна была проявиться и Его милость (Джамаль). Так появился Харун (а.с.) и стал визирем пророка Мусы. Ведь не зря Аллах приводит его слова:
«Назначь мне визиря из моей семьи - брата моего Харуна».
Истина и дух пророка Харуна (а.с.) олицетворяют два имени: Аз-Захир (Явный) и Аль-Батын (Сокровенный), ибо он доставил явную милость, а его тайна была сокровенной.
Его разум и сердце отражают свет имени Аль-Гаффар (Прощающий и скрывающий грехи), поэтому Аллах простил грехи его уммы.
Его душа является отражением двух божественных имен: Аль-Гафур (Много прощающий) и Ал-Латиф (Оказывающий милость, Понимающий), поэтому он с пониманием относился к ошибкам своей общины и многое им прощал.
Пророк Ильяс (а.с.):
Показав в Мусе и Харуне (мир им) проявления Своего гнева и милости, Аллах пожелал появления еще одного пророка, чтобы в нем еще яснее проявились эти признаки.
Дух пророка Ильяса (а.с.) олицетворяет имена Аллаха Аль-Ваххаб (Даритель) и Аль-Муктадир (Могущественный). Причина этого состоит в том, что Всевышний даровал ему возможность подняться на горы Ливана.
Пророк Давуд (а.с.):
Когда ушли из жизни пророки, через которых проявились такие божественные качества, как величие (Джелаль) и милость (Джамаль), должен был появиться пророк, сгоравший от любви к Аллаху и подвергшийся разным бедам. Так появился на свет пророк Давуд (а.с.).
Истина и дух пророка Давуда (а.с.) олицетворяются в имени Аль-Хаким (Мудрейший), ибо в Коране о нем сказано:
«Мы даровали ему мудрость и решающее слово» (Сура «Сад», аят 20).
Его разум и сердце отражают свет имени Аль-Кавий (Всесильный), поэтому у него была очень сильная власть. Аллах говорит в Коране:
«Мы укрепили его власть» (Сура «Сад», аят 20).
Его душа является отражением божественных имен Аль-Мукаддим (Выдвигающий вперед) и Аль-Муаххир (Отодвигающий назад), поэтому он выдвинул Урию вперед и поставил его перед Ковчегом Завета, а сам отодвинулся назад. Когда Давуд (а.с.) совершил истигфар, он стал халифом на земле.
Из книги "Анваруль-ашикын"