Первоначально Всевышний сообщил божественные знания пророкам, достигшим совершенного развития, а затем через них разъяснил их другим людям. Оставался неясным только вопрос о том, чем определялась очередность направления пророков, и кто из них по каким признакам опередил остальных. Какой особый смысл заключается в этом, и какое объяснение можно этому найти? Истина известна Аллаху.
Пророк Адам (а.с.):
В его внешнем облике и сознании нашли отражение многие божественные качества, поскольку он был сотворен Аллахом по Своему образу и подобию и стал праотцом человечества.
Заключенные в Адаме истина и дух отражают свет сущностных имен Аллаха, одно из которых Рахим (Милосердный), а другое – Рахман (Милостивый). Не случайно Аллах говорит:
- О, Адам! Я сотворил тебя ради милосердия.
Как видим, Адам был удостоен милости в широком и узком значении. Душа Адама является отражением еще одного имени Всевышнего. Это имя Аль-Бади (Творец), поскольку имеющий душу и разум Адам (мир ему) не был похож ни на одного из сотворенных и стал примером для остальных благодаря отраженному в нем божественному милосердию.
Пророк Шит (а.с.):
Его прозвали Хибатуллах, то есть дар Аллаха, так как он был дарован Аллахом Адаму и Хавве после смерти их сына Хабиля и был очень похож на своего отца.
Заключенный в Шите дух истины также является отражением света одного из сущностных имен Аллаха. Это имя Аль-Малик (Царь), поскольку после Адама именно он стал править на земле. Со стороны разума и сердца пророк Шит был освещен светом имени Аль-Барр (Добродетельный), ибо проявлял безграничную доброту по отношению к отцу и матери. В душе Шита отразились и такие имена Всевышнего как Аль-Мугни (Обогащающий) и Аль-Ганий (Самодостаточный), так как он обладал всеми душевными богатствами, какие были у его отца Адама, и не зависел ни от кого, кроме Аллаха.
Пророк Идрис (а.с.):
Когда Идрис был вознесен на небеса и оказался среди ангелов, в течение шестнадцати лет он не ел, не пил, и даже совсем не спал. Так он превратился в чистый разум. Поэтому по степени почитания он занимает место выше пророка Нуха. Гемма мудрости пророка Идриса соткана из света божественного имени Аль-Мутаалли (Превознесенный, Трансцендентный). И по этой причине Аллах удостоил его высокого местоположения. Всевышний говорит в Коране:
«Мы вознесли его на высокое место» (Сура «Марьям», аят 57).
Его душа отражает два имени: Ар-Рафи (Возвышающий) и Аль-Басит (Дающий удел и продлевающий жизнь). Так он удостоился чести подняться высоко в небеса и обозреть Вселенную. После этого его душа обрела покой.
Пророк Нух (а.с.):
Народ Нуха стал уподоблять Аллаха другим существам и начал поклоняться идолам. После этого Всевышний направил к ним Нуха пророком. Таким образом их призвали осознать, что Аллах лишен всяких недостатков. Ибо Аллах по своей сущности, качествам и действиям далек от любых форм и подобий. Когда народ начал искать некие подобия Всевышнему, пророк Нух старался объяснить им невозможность этого, поскольку Аллах пречист и совершенен. Он стремился исправить появившиеся у них искривления истины. Значит, в нем нашло отражение имя Ас-Салям (Пречистый, Дарующий мир), поскольку он спас уверовавших от греха уподобления (ташбиха) и испорченности. Не зря Аллах говорит в Коране:
«О Нух! Сходи на землю с миром (ас-салям) и благословением от Нас» (Сура «Худ», аят 48).
Разум и сердце пророка Нуха были освещены именем Аш-Шакур (Благодарный, Вознаграждающий). В Коране о нем сказано:
«Воистину, он был благодарным рабом» (Сура «Исра», аят 3).
Его душа тоже отражает два божественных имени: Аль-Мунтаким (Карающий непокорных) и Аль-Хафиз (Оберегающий). Из-за пророка Нуха всех неверующих постигла жестокая кара, и он же сберег во время потопа остатки человечества и животного мира.
Пророк Худ (а.с.):
Благодаря почитанию пророка Идриса и очищению пророка Нуха стала очевидной единственность Аллаха (ахадият). Пророк Худ призывал свой народ уверовать в единственного Аллаха, ибо его дух сотворен из света имени Аль-Мумин (Дающий веру). Есть только один прямой путь, лишь одна истинная вера - Ислам. А его разум и сердце сотканы из имени Аль-Каххар (Проклинающий), поскольку Худ проклял неверующих и наслал на них бесплодие и огненный вихорь.
В его душе нашли отражение два имени: Аль-Хади (Направляющий на путь истины) и Ад-Дарр (Лишающий благ), так как пророк Худ призывал народ встать на путь Аллаха, а упорствующие были лишены всех благ и навсегда остались в неверии.
Из книги "Анваруль-ашикын"