Смирение, - это когда ты ведешь себя вызывающе с богатыми, а с бедными, ты скромен и уступчив
1. Имам Зуфар (Абу Хузайл) 110/728-158/775
Имам Зуфар был учеником Имама А'зама. Выходец из Исфахана, начальное образование получил в Басре. Потом учился у Мухадиссов того времени и собирал хадисы. Затем учился в Куфе у Имама Абу Ханифа Фикху и Кыясу. Стал одним из известных ученых своего времени. Имам А'зам отзывался о нем так: "Мой самый безупречный ученик". Имам Зуфар, достигнув высокого уровня "Муджтахид фи-ль-Мазхаб", совершал иджтихад согласно правилам, установленным его знаменитым учителем.
Когда однажды Имам Зуфар поехал в свою родную Басру для разрешения одного из вопросов наследования, то его земляки были приятно удивлены его глубокими знаниями, и настоятельно просили не покидать больше их город. Он был вынужден внять просьбам басрийцев, и некоторое время остался жить в этом городе и исполнять обязанности Кадийа (Судьи).
Имам Зуфар воспитал немало учеников, ставших известными учеными. Среди них: Мухаммад бин Абдуллах Ансар, Халаф бин Аййуб, Асим бин Йусуф, Хилал ар-Рей и другие. Однажды, у крупного ученого 2-го века Хиджры Музени спросили об ученых Ирака: "Что скажешь об Абу Ханифа?" - "Он глава всех ученых по Фикху" был ответ. "А Абу Йусуф?" - "Самый строгий последователь Сунны" был ответ. "А Мухаммад бин Хасан?" - "Этот лучше всех разбирается в вопросах наследования". На вопрос: "А Зуфар?", он ответил: "Он лучше всех освоил метод аль-Кыяс (метод сопоставления аналогий)".
2. Абу Йусуф (Йакуб б. Ибрахим аль-Ансари) 113/731-182/798
Имам Абу Йусуф, да будет милостив к нему Аллах, - самый известный Факих мазхаба Ханафи, после Имама А'зама. Родился в Куфе и умер в Багдаде. Выдающийся Муджтахид. Написал книги по основам Фикха и собственно по Фикху: «Китаб-ус-Салят», «Китаб-уз-Закяат», «Китаб-ус-Сиям», «Китаб-уль-Фераиз», «Китаб-уль-Бюйу», «Китаб-уль-Худуд», «Китаб-уль-Вакала», «Китаб-уль-Васайа», «Китаб-ус-Сауд ва-з-Заайых», «Китаб-уль-Гасб ва Истибра». Согласно просьбе Халифа Харуна ар-Рашида, он написал«Китаб-уль-Харадж», в которой указал различные источники и способы пополнения государственной казны в соответствии с предписаниями Благородного Корана и Сунны. Эта книга была переведена на французский, английский и другие языки. В 1980-ом году в Багдаде была издана книга «Ар-Рифадж», являющаяся комментарием к этой книге.
В книге Имама Йусуфа «Китаб-уль-Асар» собраны и распределены по соответствующим разделам знания по фикху, полученные им от Имама Абу Ханифа. В книге«Ихтилафу Абу Ханифа ва Ибн-и Абу Лэйла» Имам собрал проблемные вопросы Фикха, по которым у Имама Абу Ханифа были разногласия с Имамом Ибн-и Абу Лэйла. Впоследствии Имам Мухаммад аш-Шэйбани сделал к этой книге некоторые добавления и распределил весь материал по тематическим главам.
В книге «Китабу-р-Рэд аля Сийару Аузаи», Абу Йусуф комментировал разногласия по вопросам фикха между Имамом Абу Ханифа и Имамом Аузаи. Имамом Абу Йусуфом написаны также и другие книги: «Китабу-ль-Ихтилаф-иль-Эмсар», «Китабу-ль-Джевами», «Аль-Эмали», «Аль-Имла», «Ан-Навадир». Передатчиками знаний от Имама Абу Йусуфа стали его ученики Имам Мухаммад аш-Шэйбани, Абу Йаъла, Муалла бин Мансур ар-Рази, сын Абу Йусуфа Йусуф бин Йакуб и другие ученые мазхаба Ханафи.
3. Абдуллах бин Мубарак Аль-Марвази (118/736-181/797)
Известный последователь Табиунов, ученик Имама А'зама, Абдуллах бин Мубарак был ученым по фикху и хадисам. Один год он совершал Хадж, один - Джихад и один год занимался торговлей. Почти все заработанные деньги раздавал бедным мусульманам. Однажды, находясь в Сирии, он взял чей-то карандаш и, забыв вернуть, уехал в Мерв. Там, вспомнив о своем долге, специально поехал обратно в Сирию, чтобы вернуть карандаш.
Он говорил: "Что есть благовоспитанность? Ученые по разному оценивают эту черту людей. А, по-моему, - это хорошее знание своих страстей". "Отдать долг в одну лиру гораздо важнее, чем раздать милостыню в тысячу лир". "Смирение, - это когда ты ведешь себя вызывающе с богатыми, а с бедными, ты скромен и уступчив". Он говорил: "Если бы я заглазно кого-либо осуждал (Гьыйба), то делал бы это по отношению к своим родителям. Так как было бы справедливее отдать благости, данные мне Аллахом Тааля, именно им".
Абдуллах бин Мубарак написал много книг. Приводим названия некоторых из них:
«Китаб-уз-Зухди ва-р-Ракаик» - Книга состоит из высказываний Пророка, мир ему и благословение Аллаха, его Сподвижников и Табиунов.
«Китаб-уд-Джихад», «Муснад», «Китаб-уль-Бирри-ва-с-Сила», «Китаб-ут-Тафсир», «Китаб-ут-Тарих», «Ас-Сунан филь-Фикх».
Абу Асад аль-Ханафи «Люди сунны и согласия – кто они»