В научных выводах, полученных учениками Имама А'зама путем иджтихада, есть некоторые расхождения. Существует хадис, в котором говорится, что различный подход ученых при разрешении религиозных вопросов весьма полезен. Смысл этого хадиса примерно таков: "Различия в результатах научных исследований ученых моей общины являются благостью". Богобоязненность Имама Абу Ханифа заставляла его быть очень осторожным в своих изысканиях. Тщательное следование Корану было для него превыше всего.
Он говорил своим ученикам, достигшим высокого уровня Муджтахида: "Если по какому-либо вопросу вы найдете достоверное доказательство, не соответствующее моим словам, то отставьте мои слова в сторону! Следуйте достоверному доказательству!" Все его ученики, обладающие подобным уровнем, в один голос утверждали: "Если мы и отступали где-то от его выводов, то, конечно же, согласно достоверным доказательствам, услышанным нами от самого Имама А'зама Абу Ханифа (да будет милостив к нему Аллах)".
Имам А'зам Абу Ханифа (да будет милостив к нему Аллах) является крупнейшим ученым поколения Табиунов - следующего поколения после Сподвижников Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха. Он не только основатель своей школы, но и заслуженно назван главой Приверженцев Сунны. Родился в Куфе и умер в Багдаде. Его род восходит к одному из правителей Персии. Его деду и отцу посчастливилось видеться и беседовать с Али бин Аби Талибом, да будет доволен им Аллах. Хазрат Али, после беседы с отцом Абу Ханифа, обратился с мольбой к Аллаху Тааля оказать милость потомкам Сабита. Мольба Хазрата Али была принята, и милость Аллаха Тааля проявилась в рождении Нумана.
Имаму А'заму довелось видеться и записывать хадисы у самих Сподвижников Пророка Аллаха (мир ему и благословение). Это были: Анас бин Малик, Абдуллах бин Эби Эвфа, Василе бин Эска, Сахл бин Саида и Абу-т-Туфайл Амр бин Василе, да будет доволен ими Аллах. Фундаментальные знания по фикху получил в городе Куфе от Имама Хаммада б. Аби Сулаймана (да будет милостив к нему Аллах). Он на протяжении 18 лет учился у Имама Хаммада, а затем в течение 10 лет вел вместо него обучение. Все это время Абу Ханифа тщательно записывал и запоминал все, что касается фикха.
Его учителями за пределами Куфа были видные представители Табиунов: Амр бин Джумахи, Абу Зубайр Мухаммад, Ибн-и Шихаб аз-Зухри, внук первого Халифа Абу Бакра Касым бин Мухаммад. В том числе и известные ученые Медины - Хишам бин Урва и Йахйа бин Саид аль-Ансари; и знаменитые ученые Басры - Аййуб бин Кейсан ас-Сахтийани, Катада бин Диама, Бакр бин Абдуллах аль-Музени.
Многому Имам научился и у внуков Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) - Зайда бин Али и Мухаммада аль-Бакыра. Однажды, Мухаммад Бакыр, да будет к нему милостив Аллах, при встрече с Имамом Абу Ханифа сказал: "В то время, когда появятся желаюшие исказить религию, ты возродишь религию моего предка. Ты будешь спасителем заблудших и Аллаху Тааля поможет тебе в этом".
Изучив науки, переданные ему Сподвижниками Али бин Аби Талибом и Абдуллахом бин Мас'удом через Табиунов, Имам Абу Ханифа со временем достиг небывалого доселе уровня Ученого Ислама 2-го столетия - Мутлак Муджтахид. Глубокие духовные знания науки ат-Тасаввуф он получил от внука Пророка (мир ему и благословение Аллаха) Джафара ас-Садыка, одного из главных Имамов «Великой Плеяды».
Имам Абу Ханифа был первым ученым, который систематизировал знания по Фикху. В книгах «аль-Фараиз» и «аш-Шурут» он разработал основные темы этой науки и, выделив их в отдельные группы, стал разрабатывать ответвления каждого раздела. Написаны сотни книг авторами различных мазхабов о его глубоких познаниях по фикху, о его исключительных способностях при сопоставлении аналогий (Кыйас), о его аскетизме, о его удивительной компетентности в различных областях знаний. Многие из его учеников стали известными Муджтахидами.
Имам А'зам Абу Ханифа воспитал сотни ученых, которые впоследствии стали развивать и укреплять его школу, тем самым способствуя распространению единственно верного пути в Исламе – вероучения Ахлю-с-Сунна валь-Джама’а. Среди самых выдающихся его учеников:
Имам Абу Йусуф, Мухаммад аш-Шэйбани, Зуфар бин Хузайл, Хасан бин Зийад, его сын Хаммад, Абдуллах бин Мубарак, а также Ваки бин Джаррах, Абу Амр Хафс бин Гийас, Йахйа бин Закариййа, Давуд-и Таи, Асад бин Амр, Афийат бин Йазид аль-Адви, Касим бин Маъан, Али бин Мушир, Хиббан бин Али и многие, многие другие, да будет милостив к ним Аллах.
Имам А'зам написал много произведений, но до нашего времени дошли только десять его работ, часть которых передана его учениками:
- «Рисала-у-Рэдди Кадариййа»;
- «Аль-Фикх-уль-Акбар»;
- «Аль-Фикх-уль-Эбсат»;
- «Ар-Рисала Осман-ы Бусти»;
- «Китаб-уль-Алим ва-ль-Мутаалим»;
- «Васиййат-Нукирру»;
- «Касида-и Нуъманиййа»;
- «Ма'рифат-уль-Мазахиби»;
- «Аль-Асл»;
- «Аль-Муснад-уль-Имам-ы А'зам ли Абу Ханифа».
На сегодняшний день более половины мусульман мира и около 80% Приверженцев Сунны следуют к спасению, придерживаясь религиозно-правовой школы Имама А'зама Абу Ханифа.
Абу Асад аль-Ханафи «Люди сунны и согласия – кто они»