Ибни Хаджар аль-Макки, ученый мазхаба Шафии, пишет в своей книге «Калаид», что крупный ученый по хадисам А'маш, будучи хафизом, однажды попросил Имама А'зама дать разъяснения по некоторым вопросам. Имам дал подробные ответы, предварительно приведя хадис по каждому вопросу. А'маш, видя глубокие познания Имама А'зама в хадисах, не удержался от восторженного комментария: "Вы, факихи, словно профессианальные врачи. Мы же, мухаддисы, возле вас как аптекари. Мы передаем хадисы и рассказываем об их передатчиках. Но истинный смысл их понимаете только вы!"
В книге «Укуд-уль-джавахир-иль-мунифа» сообщается от Убайд-ул-Лаха б. Амра, что однажды, когда он был вместе с мухаддисом А'машом, подошел к ним некто и попросил разъяснить какой-то вопрос. Пока А'маш размышлял над ответом, появился Имам Абу Ханифа. А'маш переадресовал ему поставленный ранее вопрос. Абу Ханифа тут же дал подробное разъяснение. А'маш был поражен быстрым ответом на столь сложный вопрос. Он спросил Имама: "Что является опорой данного ответа?" Имам А'зам Абу Ханифа привел хадис, на котором основывал свой ответ и добавил, что этот хадис он услышал от него самого!…
Имам А'зам Абу Ханифа, да будет на него милость Аллаха, ежедневно читал утреннюю молитву в мечети. Затем, до полудня отвечал на вопросы своих учеников. После полуденной молитвы вплоть до ночной читал лекции. После ночной молитвы возвращался домой и отдыхал некоторое время. Затем вновь возвращался в мечеть, и оставшуюся часть ночи до утренней молитвы проводил в поклонениях. Эти сведения дошли до наших дней от многих благочестивых современников Имама. В частности от Мис'ара б. Кедама аль-Куфи (ум. 115/733 г.).
Имам зарабатывал на жизнь собственным честным трудом. Занятие торговлей позволяло ему содержать своих учеников. Обеспечивая свою семью приличным достатком, он столько же раздавал бедным в качестве милостыни. А каждую пятницу, кроме всего прочего, раздавал по двадцать золотых, посвящая ожидаемые благости душам своих родителей. Он никогда не позволял себе прилечь, вытянув ноги в сторону дома своего учителя Хаммада б. Аби Сулеймана, да будет милостив к нему Аллах. Хотя, между его домом и домом Имама Хаммада было 7 улиц. Однажды, узнав, что его компаньон произвел торговую сделку, не совсем соответствующую правилам Шариата, Имам раздал бедным всю вырученную прибыль. Это была очень крупная сумма (90 000 дирхемов серебром), из которой Имам не оставил себе ни гроша.
Биографы приводят много примеров, указывающих на богобоязненность Имама, на его осмотрительность, которая позволяла избегать не только запретное, но и сомнительное. Однажды на город, где жил Имам, напали разбойники и увели стада овец, принадлежавшие горожанам. После этого случая, Абу Ханифа, узнав, что овцы живут до 7-ми лет, не покупал на рынке баранину в течение всего этого времени, из боязни, что может продаваться мясо ворованных овец.
О богобоязненности Имама может говорить и тот факт, что он ежедневно постился на протяжении 30-ти лет (кроме 5-ти запретных дней в году). Его современники свидетельствуют, что Абу Ханифа неоднократно прочитывал весь Священный Коран за один или 2 ракаата молитвы. В общине Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, только четверым довелось в одном ракаате молитвы прочитать весь Коран: Усману б. Аффану, Тамим-и Дари, Сааду б. Джубайру и Имаму А'заму Абу Ханифа, да будет доволен и милостив к ним Всевышний Аллах.
Имам А'зам ни от кого не принимал подарков. Одевался бедно (скромно). Только изредка позволял себе одеться в дорогую одежду, дабы показать разнообразие благостей Всевышнего Аллаха. 55 раз совершил Хадж! Иногда оставался в Почитаемой Мекке на несколько лет. Имам был малоразговорчивым, задумчивым человеком. Но, когда дело касалось обсуждений научных вопросов, он мог пожертвовать для беседы и своим коротким сном. Рассказывают, что однажды, после совместной ночной молитвы, Имам задержался в дверях мечети для разрешения вопроса, заданного ему его учеником Зуфаром б. Хузайлом (110/728-158/775). Одна нога Имама уже была снаружи, а вторая еще внутри мечети. Обсуждение продолжалось до призыва на утреннюю молитву. И Имам, так и не выйдя из мечети второй ногой, вернулся обратно, для чтения утренней молитвы.
Халиф Мансур, выказывая уважение к Имаму, послал ему в подарок невольницу и 10 000 дирхемов серебром. Имам подарка не принял. Халифа этот отказ, конечно же, не обрадовал. В это время в Куфе находился Ибрахим б. Хасан. Шли разговоры, что он вербует солдат в Медину для помощи своему брату Мухаммаду (да будет милостив к ним обоим Аллах), объявившего себя Халифом. Недоброжелатели Имама Абу Ханифы распространили слух, будто-бы он является помощником Ибрахима б. Хасана. Этого для Мансура оказалось достаточным, чтобы Имама доставили в Багдад. Здесь Халиф приказал Имаму объявить всем, что де мол "Мансур является Халифом по законному праву". За это он обещал дать Имаму высокую должность. Несмотря на долгие уговоры и щедрые предложения, Имам ответил отказом. Тогда Мансур посадил Имама под арест и приказал дать ему 30 палочных ударов. От этих ударов у Имама стала кровоточить рана на ноге. Халиф раскаялся, освободил его и в знак примирения предложил Имаму 30 000 дирхемов серебром. Абу Ханифа не принял и этих денег, что еще более распалило Мансура. Он снова арестовал Имама и приказал давать ему ежедневно на 10 ударов больше.
По некоторым сообщениям, боясь народного возмущения, на 11-тый день Имама положили на спину и насильно влили ему в рот шербет, разбавленный ядом.
Перед самой смертью, Имам успел совершить земной поклон. На заупокойной молитве, которую успели закончить лишь к послеполуденной молитве, присутствовало до 50 000 человек. 20 дней продолжалось посещение могилы Имама огромным количеством народа, прибывавшим из разных мест.
Постоянных учеников у Абу Ханифа было 730. Все они отличались благочестием и ученостью. Большинство из них стали впоследствии кадиями и муфтиями, а некоторые из них, (около сорока учеников) - великими муджтахидами. В числе способных учеников Имама был и его сын Хаммад, да будет милостив к ним ко всем Аллах. (Из книги «Мир'ат-уль-каинат»).
Абу Асад аль-Ханафи «Люди сунны и согласия – кто они»