Благодаря могуществу Аллаха, тело Адама (алейхи салям) было готово. Всевышний велел Духу из мира божественных повелений: «Войди в это тело, сотворенное Мною». Дух посмотрел и увидел место, где было темно. Он попросил извинить его, но входить не захотел. Аллах обращался к нему три раза, однако Дух отказался входить. И наконец, Всевышний велел: «Войди против воли и выйди против воли».
Поскольку Дух нематериален, он не захотел войти в материальное тело. Однако на лбу этого тела светился луч Султана Пророков. Увидев этот луч, Дух с удовольствием и радостью вошел через глазницы в тело Адама, который обрел разумную жизнь. Сто лет Дух обитал внутри мозга, а затем начал обходить все тело. Куда бы он ни пошел, подобное глиняному горшку тело оживало, нарастая мясом и наливаясь кровью. Когда добрался до глаз, они начали видеть. Тело посмотрело на себя. Некоторые его части до сих пор состояли из глины. Однако все тело ярко светилось из-за луча света на лбу.
Говорят, что, открыв глаза, Адам (алейхи салям) сперва посмотрел на Арш и там увидел надпись «Ля иляха илляллах Мухаммадун расулюллах. Умматун музнибатун ва раббу гафур». Ему стали понятны две вещи: величие и знатность Любимца Аллаха и греховность его уммы. Он удивился этому и спросил у Всевышнего:
- Йа Рабби, кто же он такой, что Ты написал его имя рядом с Твоим?
Всевышний соизволил ответить:
- Это один пророк из числа твоих потомков. Если от тебя или твоих детей будет исходить греховный поступок, то Я прощу вас благодаря его заступничеству.
Адаму (алейхи салям) пришло на ум, что больше подходило бы заступаться отцу за своего сына. Интересно, почему же получилось наоборот?
Аллах Всевышний велел Джибрилю:
- О Джибрил, скорее поторопись, спаси Адама от таких мыслей, иначе он погубит себя.
Джибрил (алейхи салям) явился в одно мгновение. Он разверз грудь Адама, взял оттуда половину того беспокойства и закопал ее в землю. А вторая половина осталась в сердце Адама. Из той половины, которая была закопана в землю, выросло одно дерево. Позднее это дерево стало причиной ошибки. Из оставшейся в сердце половины возникла темная сторона человеческой души (нафс аммара).
После этого Дух вошел в ухо и заполнил весь мозг. И тогда он чихнул и произнес: «Альхамдулилляхи раббиль алямин».
Аллах ему ответил: «Йархамука раббука валихаза халактука йа Адам». То есть, «О Адам, Я сотворил тебя для этого. Еще не попробовав Моих благ, ты возблагодарил Меня. Я тоже простил тебя еще до того, как ты совершил грехи».
Великому и могучему Аллаху было известно о наличии в натуре Адама таких свойств, которые могли стать причиной совершения грехов, и Он заранее дал средство для избавления от них, что свидетельствует о Его милосердии.
Передают, что услышав слово «рахмат» (милость), Адам произнес «Ай-вах!» и заплакал, положив руку на голову. И среди сынов Адама с тех пор осталась привычка поступать подобным образом в тяжелые минуты.
Всевышний спросил:
- О Адам, почему ты так тяжело ахнул и заплакал?
Адам (алейхи салям) ответил:
- Йа Рабби, я открыл глаза и увидел надпись «умматун музнибатун» (греховная умма). Затем я начал чувстовать свои руки и услышал слова «йархамука раббука» (да смилуется над тобой Господь). Отсюда я понял, что эта умма проявит непокорность, которая влечет за собой наказание. Я же не смогу вытерпеть наказание.
Послышалось обращение Всевышнего:
- О Адам, ты посмотрел на надпись «умматун музнибатун». А ты не заметил, что сразу за ней идут слова «ва раббун гафур» (и Господь всепрощающий)?
О дорогой, рукой своего могущества Аллах Всевышний размесил глину Адама (алейхи салям). Когда же решил придать ему духа, никого не стал брать в посредники. Всевышний сказал: «Я вдохнул в него от Своего духа». Мудрость этого состоит в следующем: Дух - от мира повелений (алеми амр). Это божественный, вышний мир. Тело же - из мира сотворенных, а это отрицательный, низший мир. Между ними огромное расстояние, и на этом пути можно встретить множество врагов. Для того, чтобы спускаясь с горнего мира духов в тварный мир, Дух не подвергся ущербу от врагов, и чтобы не позабыл наслаждение от близости к Господу, Всевышний сам лично вдохнул его в тело.
Когда Дух вошел в человеческое тело, он увидел, что там очень темно, и что состоит тело из таких противоположных субстанций, как огонь, воздух, вода и земля. Про себя он решил, что это здание простоит недолго, очень скоро разрушится. Затем он увидел нападавших на него с четырех сторон диких зверей. Это были отрицательные качества и черты характера, присущие природе человека. Там были звери каждой породы, и все они разом напали. На него кидался семиголовый дракон. Его спереди и сзади беспощадно кусали.
Долгое время пребывавший в священных мирах изнеженный Дух, так долго наслаждавшийся близостью к Всевышнему, вдруг оказавшись в таком ужасном положении, захотел поскорее вернуться обратно на небо. Однако он не мог передвигаться сам по себе. От безысходности, Дух воскликнул «Ах!». От этого «ах» появился пар, который поднялся до носа. Адам чихнул, и все его тело пришло в движение, все органы ожили. И он приступил к созерцанию мира.
Дух Адама увидел украшенную цветами землю и светящееся бесчисленными звездами небо. С изумлением наблюдал он царящую вокруг гармонию и великое искусство творения, отраженное во Вселенной. И тогда Дух подумал, что у всего этого великолепия и совершенства должен быть великий творец и хозяин, ибо во всем проявились Его могущество и мудрость. Он еще раз восхалил Всевышнего и произнес молитву: «Хоть я и лишен возможности лицезреть светлый Лик всемогущего Аллаха, однако могу наблюдать отражение Его качеств, которые свидетельствуют о Его существовании и величии».
Из книги "История Пророков"