Шейх Садреддин Коньяви говорил: - Праведный Муса спросил у Всевышнего о том, каково состояние тех, кто находится на самом нижнем уровне Рая. Аллах Всевышний ответил: - Когда все обитатели уже были в Раю, остался последний человек, который сказал:
«Аллах мой! Все Твои праведные рабы расселились в Раю, только мне не осталось там места». - Если дам тебе место, равное этой земле, будешь ли ты доволен? - Йа Рабби! Я согласен, - ответил тот раб. - Я предоставил тебе место, в десять раз превышающее эту землю. Пророк Муса (мир ему) еще раз спросил:
- Какое место будет дано лучшим из обитателей Рая? - Я одарю их тем, чего глаза не видели, уши не слышали, и даже представить себе никто не могли. Согласно преданию, Аллах повелел пророку Мусе:
- О, Муса! Коли помянешь Меня, то и Я вспомню о тебе. Поминая Меня, поминай сердцем своим. Стой передо Мной смиренно, подобно нищему и обездоленному рабу. Приближайся ко Мне с преданностью и любовью, с тем, чтобы Я исполнил твою просьбу. А еще Всевышний говорил пророку Мусе:
- О, Муса! Я сотворил в сынах Адама один дом из света и оставил его там в качестве аманата. Я назвал этот дом душой. Земля там из просвещения, а небо - из имана. Там солнце из сострадания и луна из любви. Его звезды - истины, горы - убеждения, а сады - усилия. Его гром - это страх, а молния - надежда. Там облака из достоинств и дожди из милостей. Его деревья - это постоянство, а их плоды - это мудрость. Там текут реки из знаний. Его дни из прозорливости, а ночи из тягот. У этого дома имеется четыре угла. Один угол - жизнь в согласии, второй - убежденность, третий - упование на Аллаха, а четвертый угол - милосердие Аллаха. У этого дома есть четыре двери. Одна дверь - это знания, вторая - добрый нрав, третья - терпение, и четвертая - благодарность. Абуль Лайс так говорит в «Танбихуль гафилине»:
- Аллах мой! Как мне узнать Твоих любимых и нелюбимых рабов? - вопрошал Муса. Аллах Всевышний ответил:
- О Муса! Если Я полюблю кого-то из Моих рабов, то знаком Моей благосклонности станет его частое поминание Меня. Он будет поминать Меня на земле, а Я вспомню о нем на небесах. Я отдалю его от грехов и спасу от Моих мучений. А тот раб, на кого Я сержусь, забудет обо Мне, станет непокорным. Я же продолжу на него сердиться и подвергну его наказанию. У того раба, которого Я накажу, душа всегда будет полна гордыни, рот будет полон богохульства, глаза будут устремлены на недоброе, а руки останутся жадными. По преданию, когда Аллах погубил Фараона, пророк Муса попросил у Всевышнего:
- Аллах мой! Покажи мне такое деяние, которое стало бы проявлением благодарности за Твои блага. Всеышний велел: - Всегда произноси «Ля иляха илляллах». Когда Муса (мир ему) попросил большего, Аллах ему разъяснил: - О, Муса! Если даже в одну чашу весов положат землю и небеса, то слово таухида все же окажется тяжелее их. В книге «Кутуль-Кулюб» написано, что Аллах говорил Мусе:
- У кого душа будет чище его внешности, то этот раб - один из Моих друзей. А кто изнутри хуже, чем снаружи, тот является Моим врагом. Как поясняется у Катады, когда Муса был собеседником Аллаха, он говорил:
- Господь мой великий! Ты даровал мне много чудес, дал перепелов и манну небесную, распростер надо мною облако, для меня из камня забили ключи. Ради меня Ты погубил Фараона и его приближенных. Мне интересно, есть ли кто-то другой из Твоих рабов, обладающий таким же достоинством и чудесами, как и я? Всевышний Аллах соизволил сказать:
- Передо Мной умма Мухаммада обладает наибольшим достоинством в сравнении с другими общинами.
Из книги "Анваруль-ашикын"