С точки зрения своей сути, вера не может не увеличиваться, не уменьшаться. Однако с точки зрения своего качества, вера способна увеличиваться или уменьшаться.
Суть веры составляет то, во что мы обязаны верить: существование и единство Аллаха; существование ангелов, пророков, священные писания, наступление судного дня, предопределение, то есть это те вопросы, которые мы называем столпами веры.
В этом не может быть какого-то увеличения или уменьшения. С точки зрения веры в эти столпы, нет никакой разницы между верой, которой обладал любой из пророков, и верой, которой обладает обычный человек, так как они верят в одно и то же. Тогда как тот, кто отрицает хотя бы один из этих столпов, перестает быть верующим, и впадает в неверие (куфр).
Значит, с точки зрения сути веры, ее содержания, она одинакова у всех верующих. Что же касается увеличения или уменьшения качества веры, то это означает увеличение или уменьшение совершенства веры. Например, иман в степени тахкик выше, чем иман в степени таклид.
Степень Айналь-Йакин является более высокой, чем степень Ильмуль-Йакин, а степень Хаккаль-Йакын выше, чем степень Айналь-Йакын. Это похоже на то, как увеличивается убежденность человека, увидевшего Каабу в первый раз, хотя до этого он знал о ее существовании, не видя ее собственными глазами. Так же и вера усиливается в зависимости от изучения доказательств.
Сообщается, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям), указывая на увеличение и уменьшение качества веры, сказал: «Если бы была взвешена вера Абу Бакра и вера всех других верующих, то вера Абу Бакра перевесила бы». Эта «тяжесть» подразумевает качество и совершенство веры. Значит, все верующие равны между собой в том, что касается сути и основ веры.
Каждый верит в одно и то же. Однако совершенство и качество веры у всех разное. Веру можно сравнить со зрением: у кого-то зрение лучше, а у кого-то оно хуже. Кто-то хорошо видит и ночью, а кто-то не может хорошо видеть даже днем, кто-то хорошо видит вдаль, а кто-то может видеть только вблизи и так далее.
Islam-Today