Пятикратный намаз, а также джума-намаз являются фардом для каждого мусульманина, соответственно и их своевременное выполнение так же является фардом. Невыполнение фарда без уважительной причины является харамом и большим грехом.
По мнению некоторых, работа во время пятничного намаза запрещена, а заработанные в это время деньги не будут считаться халялем. Давайте представим себе человека не совершающего пятикратный намаз, и в качестве конкретного примера, возьмем полуденный намаз.
Все, что заработал этот человек до того момента, пока не настали последние минуты этого намаза, нельзя назвать харамом. Что же касается того, что этот человек заработал в последние минуты, перед окончанием времени полуденного намаза, то проводя аналогию с вышеупомянутым мнением, касающимся джума-намаза, можно предположить, что эти средства будут являться харамом.
Так как по единодушному мнению, заработок того, кто, услышав азан на пятничную молитву, проигнорировал этот призыв и продолжил работать, будет считаться харамом. Даже если сама по себе работа является халялем, то поскольку она совершается в запрещенное для этого время, то средства заработанные посредством харама, так же считаются харамом.
Теперь перейдем к вопросу об ответственности работодателя: Существуют определенные виды работ, откладывание или приостановка которых может нанести большой ущерб. В этой ситуации работодатель обязан предоставить своим работникам возможность поочередного совершения намаза и соответствующее место. Кроме того, если есть возможность, в пятницу на время намаза, он должен постараться заменить тех, для кого джума-намаз является фардом, теми, кто не обязан совершать пятничный намаз.
Если же это не представляется возможным и нельзя останавливать работу предприятия, то в этом случае, данная ситуация рассматривается как уважительная причина, позволяющая не посещать джума-намаз. В этом случае работники предприятия совершают полуденный намаз на рабочем месте.
Если, несмотря на то, что работодатель предпринял все необходимые меры и предоставил возможность своим работникам совершать намаз, некоторые из них не будут совершать намаз, то полученная прибыль не будет для работодателя харамом, так как в этом случае нет никакой вины работодателя в том, что некоторые из его работников не совершают намаз.
Islam-Today