В риваятах сообщается, что если имелась возможность, то посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) целовал Черный камень. Если же такой возможности не было, то он приступал к совершению тавафа, поприветствовав Черный камень поднятием руки или посоха.
Сообщается, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) предостерегал сахабов от создания давки у Черного камня, советуя приветствовать его издалека, если нет возможности подойти близко. Сообщается также, что следуя этому совету, Ибн Аббас (радыйаллаху анху) говорил: «Если перед Черным камнем много людей, то не причиняй никому неудобств, и проходи мимо».
И хотя в то время количество паломников было несравнимо меньше по сравнению с нашим временем, и если уже тогда посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) советовал не создавать толпы возле Черного камня, то тем более сегодня, когда хадж совершают сразу несколько миллионов человек, мы должны быть особенно внимательными к тому, чтобы не причинять неудобств нашим братьям. Так как сунной является не целование Черного камня, а его приветствие.
Создание толпы у Черного камня и причинение неудобств не является ни сунной, ни поклонением. В этом вопросе необходимо следовать советам и наставлениям посланника Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям), ограничиваясь приветствием Черного камня издалека, если нет возможности подойти близко. Сахабы, приветствуя Черный камень, говорили: «О, Аллах! Веря в Тебя, и следуя Твоей книге и сунне Твоего посланника». Здесь главным является не сам камень, а следование сунне посланника Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям).
Так как Хаджаруль-асвад является символом, напоминающим нам о пророке Ибрагиме (алейхи салям), а затем о пророке Мухаммаде (салаллаху алейхи ва саллям) и его сподвижниках.
Islam-Today