Саджда-сахв совершается в конце намаза (после чтения аттахиййата в последнем сидении) для исправления допущенных в намазе ошибок. Такими ошибками являются откладывание выполнения одного из обязательных элементов намаза, невыполнение одного из ваджибов или его откладывание, а также преждевременное совершение какого-либо из элементов намаза.
В соответствии с мнением Ханафитского мазхаба, саджда-сахв является ваджибом и совершается в следующих случаях:
1. Если после суры аль-Фатиха человек совершит рукуг, не прочтя дополнительную суру. Если человек вспомнит об этом во время рукуг, то он должен выпрямиться, прочесть дополнительную суру, а затем заново совершить рукуг. В конце намаза необходимо совершить саджда-сахв.
2. Если человек по забывчивости дважды прочел суру аль-Фатиха.
3. Если во время совершения витр-намаза человек забыл произнести один из такбиров или забыл прочесть дуа-кунут.
4. Невыполнение первого сидения в четырех ракаатном намазе. Если после второго ракаата человек сразу встанет на третий ракаат. В этом случае следует посмотреть: если человек уже полностью встал или близок к тому чтобы встать, то ему уже не следует садиться, а в конце намаза необходимо сделать саджда-сахв. Если же человек еще не встал полностью, то в этом случае следует сесть, тогда саджда-сахв в конце намаза не совершается.
5. Если человек в первом сидении после чтения аттахиййата не встал сразу на третий ракаат, а остался сидеть, продолжая читать салават и дуа. В этом случае также совершается саджда-сахв, так как имеет место задержка выполнения ваджиба.
6. Если в 4-хракаатном намазе после четвертого ракаата человек встанет на пятый ракаат, но вспомнит об этом до совершения саджда, то он должен будет сразу же сесть обратно и после прочтения ташаххуда сделать саджда-сахв. Если же человек в пятом ракаате совершит саджда, то его намаз становится нафиль-намазом, и он должен будет дополнить его шестым ракатом. А фард-намаз необходимо будет совершить заново.
7. Если после прочтения суры аль-Фатиха человек какое-то время будет раздумывать над тем, какую дополнительную суру ему прочесть, то в этом случае в конце намаза он должен будет совершить саджда-сахв. Так как в этой ситуации имеет место запаздывание с выполнением ваджиба. В этом случае за основу берется промежуток времени, необходимый для прочтения одного аята, или совершения рукуг, или саджда.
8. Если в намазе было допущено несколько ошибок, то будет достаточно совершить саджда-сахв один раз.
9. Также необходимо совершить саджда-сахв, если в намазе один и тот же рукн был повторен несколько раз подряд. Например, если в одном ракаате было совершено два рукуг или три саджда.
Islam-Today