Продолжаем наш разговор с Аишей Анастасией Корчагиной, исламским психологом, тренером личностного и корпоративного развития, коуч-ментором. Аиша, как научиться не реагировать на тех, кто выводит нас из душевного равновесия? А надо ли «не реагировать»?
Это не всегда решение проблемы. Часто такое самоустранение только поддерживает её. Если проблемой так и не заняться, она встанет в полный рост в Судный День. Поэтому реагировать придётся. Только надо выбрать правильную реакцию, а именно – понимание ситуации и оказание поддержки и помощи. Любой человек по своей природе слаб.
Любой – это значит, что все мы. Так или иначе, каждый подвержен влиянию шайтана и капризам своего нафса. Раз мы это понимаем, то человеку, которому в данный момент хуже, чем нам, мы можем помочь снять внутреннюю тревогу и, таким образом, освободить от потребности во внешних компенсациях. Давайте подумаем, что значимо для каждого в простых человеческих взаимоотношениях? Уважение, доверие, принятие, благодарность, признательность, доброжелательное отношение, понимание, снисхождение и прощение. Это нормальные естественные человеческие потребности. И почему бы вместо ответа на конфликт не дать человеку то, в чем у него случилась нужда?
Это не требует никаких дополнительных расходов, усилий и чего-то сложного. Зато ему внутри станет хорошо, спокойно, и он перестанет ругаться, предъявлять претензии, учить жить и пр. Всё это ему будет не нужно. И всегда полезно помнить о дуа. Прося у Всевышнего в момент начинающейся ссоры защиты для себя и прощения для обидчика, мы получаем Божественную помощь, с которой ничто не может сравниться. А за еще один повод обратиться ко Всевышнему благодаря, может быть, не самому приятному поведению человека, этого человека можно и поблагодарить.
«Спасибо, что дали мне возможность вспомнить о Всевышнем и обратиться к Нему за помощью». И, может быть, этот конфликт произошел именно для того, чтобы мы вспоминали Всевышнего чаще и искреннее? Всевышний дает нам отношения с другими людьми, как и все другое, для нашей же пользы. Так, мы на практике учимся: «Оттолкни зло тем, что лучше» (сура «Верующие» 23:96).
Именно на практике, в естественных условиях. Или пропускаем такие уроки и не учимся. Аиша, какие шаги здесь действенны? Наша основная задача в обществе – поддерживать здоровые отношения с окружающими. Поэтому первый шаг – это осознание своей ответственности за свои мысли, слова и поступки, и их последствия. Второй шаг – осознание своего привычного поведения и его корректировка.
Третий шаг – периодически посматривайте на себя со стороны и изучайте человеческую природу на предмет общих ограничений и ресурсов, изучайте свое восприятие себя и окружающего мира, мышления и поведения. И самый главный шаг – изучение Божественных законов в целом и этики взаимоотношений с людьми в частности. Как быть, если отношения сложились не лучшим образом, и это затянулось на годы?
Чтобы поменять негативную ситуацию, надо разрушить многолетний шаблон отношений. Однажды выдайте неожиданную и обязательно доброжелательную реакцию на поведение или слова вашего оппонента, поступите не так, как обычно. Как только мы меняем свою часть отношений, неизбежно меняется то, что с этим связано, т.е. поведение других людей. Им ничего не остаётся, как принимать нас по-новому. Затем, закрепляя произошедшее обновление сознательным приятным общением, вы сможете выровнять всю ситуацию, ин ша Аллах.
Важно знать и помнить, что изменения должны бать постепенными и последовательными. Нельзя взять и вывалить на человека все свои переосмысления разом, категорично. Человек не готов что-то менять в своей жизни, особенно без подготовки. Поэтому постепенно, понемногу, деликатно и красиво, меняйте свое поведение, ничего не ожидая в ответ. Сначала может быть сопротивление, отношения могут стать хуже. Нужно это преодолеть и двигаться дальше, очень бережно и уважительно относясь к тому человеку, отношения с которым вы улучшаете. Обращение ко Всевышнему всегда уместно, полезно и правильно, если ният (намерение) правильное.
Намерение обязательно должно быть направлено на изменение себя в лучшую сторону, чтобы другому человеку стало лучше, приятнее, значимее, ближе и дороже с вами. А не чтобы он изменился так, как вам хочется. Как непросто… Менять привычку – это всегда работа. Чем занимался пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) и его сахабы по возвращении из походов?
Воспитанием своего нафса! И я не думаю, что они переживали от того, что им тяжело. Скорее всего, они были всерьез озабочены тем, чтобы в этом преуспеть. И нам не надо бояться усилий и того «как тяжело». Всевышний объясняет человеку важность действий: «Воистину, Аллах не меняет положение людей, пока они сами не начнут менять» (Сура «Гром» 13:11).
Поэтому, для результата, надо постараться. Сначала может быть непривычно и нелегко, а через пару месяцев привыкаешь. И дальше получаешь удовольствие от работы над собой. Помимо всего, это интересно и увлекательно - столько открывается знаний о себе и мире, а значит, и о Всевышнем. У верующих людей есть Всевышний, обращения к Которому нам, в принципе, должно быть достаточно, чтобы разрешить все наши затруднения.
Поэтому правильный ният и постоянные дуа - наш колоссальный ресурс. Просить Всевышнего сделать их искренними – вполне благое дело. Обязательно нужно пользоваться всеми Милостями Всевышнего.
Гузель Ибрагимова