Хороший специалист - как правило, интересный собеседник. А если такой человек одарён Иманом, то общение с ним становится полезным не только уму, но и сердцу. Убедитесь сами - АИША АНАСТАСИЯ КОРЧАГИНА, исламский психолог, тренер личностного и корпоративного развития, коуч-ментор Аиша, как человеку справляться со своими эмоциями? Всевышний заложил в нас определенный набор эмоций, которые нам необходимы для жизнедеятельности - страх, стыд, гнев, горе, удивление, интерес, радость. Заметьте, мы не можем всегда жить только на позитивных эмоциях. Это иллюзия.
Эмоция – это естественный показатель внутренней реакции на все происходящее. Психически здоровый человек не может не испытывать эмоций. Без эмоций мы, можно сказать, бесчувственные роботы. Такое случается, если человек по каким-то причинам не справлялся с потрясениями и его мозг в качестве защиты как бы «выключил эмоции», чтобы сохранить психику.
Можно (и полезно) быть в хорошем фундаментальном качественном душевном равновесии, на фоне которого возникают сиюминутные эмоциональные ситуации, которые на короткий срок вынуждают нас испытывать негативные или позитивные эмоции, не переходящие в длительные переживания. Качественное фундаментальное душевное равновесие не зависит от жизненных ситуаций. Его основа совершенно в другом.
Механизм запуска эмоции нам не подчиняется. Мы можем лишь останавливать его, если научимся. Для нормальной работы нервной системы, а значит и всего организма, вполне достаточно 10 секунд эмоциональной реакции. Постом эмоция перерастает в чувство, управлять которым нам уже непросто, а иногда очень сложно. Бурная радость, равно как и сильные негативные чувства, пользу не приносят. Об этом нам известно со слов Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего). Он всегда был доброжелателен, улыбчив и сдержан в эмоциях.
Так что после 10 секунд эмоций должна продолжаться обычная осознанная разумная жизнь. Этого времени хватает, чтобы не подавлять эмоции, беречь свое психическое и физическое, да и интеллектуальное здоровье, сохранять душевное равновесие и довольство Всевышним. Чтобы эти 10 секунд не пропустить, в неприятных ситуациях лучше практически сразу попросить у Всевышнего защиты от шайтана: «АузубиЛляхи мина шшайтани рраджим».
Тогда эмоции успокаиваются, не перерастая в большое и не всегда светлое чувство, и у нас сохраняется способность рационально мыслить. Ислам по своей мудрости предполагает осмысленную и разумную жизнь. И для всего есть объяснение и способы совладания с собой в психологически сложных ситуациях. Нигде не написано, например, «Никогда не испытывайте гнев».
Совет Пророка Мухаммада (мир ему благословение Всевышнего) не гневаться - в том, что не нужно идти на поводу у возникшей эмоции: «Если кто-либо из вас разгневается в то время, когда стоит, то пусть сядет, а если гнев не пройдёт, то пусть приляжет» (в передаче Абу Дауда и Ахмада). Важно пребывать в режиме осознанности – что я делаю? зачем? как? Это ни что иное, как привычка. Как любая другая, она вырабатывается, нарабатывается и становится постоянной. Тогда мозгу каждый раз легче будет «вспомнить», как остановить эмоции. Мы вообще состоим из сплошных привычек.
Большая часть из них нами не осознается. А что не осознано, то не может быть изменено. Как нам добиться осознанности? Через ният. Как оцениваются наши дела? По намерению. А что происходит с теми делами, намерение которых мы не осознали? Они оцениваются по тому неосознанному нияту, который был. Он был, просто мы про него не вспомнили и его не осознали. И какой он там был …? А если он был далеко не такой, каким должен быть? А если это было наущение шайтана или каприз нашего нафса? И потом в Судный День нам это предъявят, а сделать мы уже ничего не сможем. И помнить об этом мы не будем, потому что тут в земной жизни не осознали … пропустили … Вот одна из причин, кстати, по которой для нас становится очень актуальным покаяние. Есть шанс хоть так исправить нашу неосознанность.
Ният – это работа разума и души. Через него Всевышний вынуждает нас помнить о Себе, чтобы при всём сопротивлении нафса и вреда от шайтана, мы делали что-то нужное в жизни. Привычка помнить о нияте очень важна. Помимо всего прочего, это защита от шайтана. Если мы осознаны, то он нам своих гадостей в голову не сможет понаущать. Мы это заметим и примем меры. Ният предполагает и осознанное обращение к Всевышнему для благословения на действие - «БисмиЛляхиррахманиррахим». И наоборот, вспомнив про «БисмиЛляхиррахманиррахим», мы вспоминаем про намерение или его отсутствие. Аиша, к Вам обращаются посетители разных национальностей и вероисповеданий. Отличается ли работа с ними?
В каждой культуре свои особенности и различия. Их нужно знать. Одни и те же понятия каждая культура наполняет своим пониманием и своим смыслом. Этнические и религиозные различия влияют на мировоззрение людей, их убеждения и ценности, формируют, в том числе, и поведение. У людей, которые не делают акцент на Вере в Бога, очень силён расчет на свои силы, который, мощно двигает их к достижению результата. Однако, когда результат оказывается не тем, который они ожидали, разочарование и отчаяние бывает очень сильным, иногда даже критическим для здоровья.
В мировоззрении людей, лишённых ресурса Веры и доверия Всевышнему, нет понимания, что в любом случае Всевышний дает результат, который считает нужным. Поэтому «убиваться и страдать очень сильно» смысла нет. У людей, которые относят себя к верующим: «ин ша Аллах» - это не всегда осознание того, что результат зависит только от Милости Всевышнего, а зачастую причина недостаточной активности или вообще бездействия. Упование на Аллаха похвально, но оно должно быть правильным: с принятием возможных мер и только потом - ожиданием результата от Творца. Знаете, когда ко мне на приём стали приходить соблюдающие мусульмане, я поначалу не понимала, почему это происходит.
Казалось бы, у людей на руках все необходимые инструменты для счастливой жизни: Божественное писание - Священный Коран и пример того, как этого достичь - Сунна, но проблемы все равно есть и в отношениях, и в работе, и в творчестве. Позже стало понятно, что у нас есть разрыв между Верой в Единого Творца и следованием Божественным законам не только формально (технически), но и каким-то глубинным осознанием своей полной зависимости от Всевышнего и доверием Ему.
Над преодолением этого разрыва и должен работать каждый из нас – усердно и ежедневно. Ведь, когда отношения со Всевышним правильные, то никакая психология уже не нужна. По факту, психология – это инструмент, который дает возможность разобраться в себе и своих отношениях, нейтрализовать свои ограничения, ускорить процессы развития и изменений к лучшему, который помогает укрепить веру и доверие Всевышнему. Лучшим из нас окажется тот, кто лучше нравом. Нам остается только всеми силами и средствами стремиться к этому, уповая на Милость Всевышнего.
Гузель Ибрагимова