"Всевышний вынуждает нас помнить о Нем..."

"Всевышний вынуждает нас помнить о Нем..."

User Rating: 5 / 5

Star ActiveStar ActiveStar ActiveStar ActiveStar Active
 

Хороший специалист - как правило, интересный собеседник. А если такой человек одарён Иманом, то общение с ним становится полезным не только уму, но и сердцу. Убедитесь сами  -  АИША АНАСТАСИЯ КОРЧАГИНА, исламский психолог, тренер личностного и корпоративного развития, коуч-ментор Аиша, как человеку справляться со своими эмоциями? Всевышний заложил в нас определенный набор эмоций, которые нам необходимы для жизнедеятельности - страх, стыд, гнев, горе, удивление, интерес, радость. Заметьте, мы не можем всегда жить только на позитивных эмоциях. Это иллюзия.

Эмоция – это естественный показатель внутренней реакции на все происходящее. Психически здоровый человек не может не испытывать эмоций. Без эмоций мы, можно сказать, бесчувственные роботы. Такое случается, если человек по каким-то причинам не справлялся с потрясениями и его мозг в качестве защиты как бы «выключил эмоции», чтобы сохранить психику.

Можно (и полезно) быть в хорошем фундаментальном качественном душевном равновесии, на фоне которого возникают сиюминутные эмоциональные ситуации, которые на короткий срок вынуждают нас испытывать негативные или позитивные эмоции, не переходящие в длительные переживания. Качественное фундаментальное душевное равновесие не зависит от жизненных ситуаций. Его основа совершенно в другом.

Механизм запуска эмоции нам не подчиняется. Мы можем лишь останавливать его, если научимся. Для нормальной работы нервной системы, а значит и всего организма, вполне достаточно 10 секунд эмоциональной реакции. Постом эмоция перерастает в чувство, управлять которым нам уже непросто, а иногда очень сложно. Бурная радость, равно как и сильные негативные чувства, пользу не приносят. Об этом нам известно со слов Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего). Он всегда был доброжелателен, улыбчив и сдержан в эмоциях.

Так что после 10 секунд эмоций должна продолжаться обычная осознанная разумная жизнь. Этого времени хватает, чтобы не подавлять эмоции, беречь свое психическое и физическое, да и интеллектуальное здоровье, сохранять душевное равновесие и довольство Всевышним. Чтобы эти 10 секунд не пропустить, в неприятных ситуациях лучше практически сразу попросить у Всевышнего защиты от шайтана: «АузубиЛляхи мина шшайтани рраджим».

Тогда эмоции успокаиваются, не перерастая в большое и не всегда светлое чувство, и у нас сохраняется способность рационально мыслить. Ислам по своей мудрости предполагает осмысленную и разумную жизнь. И для всего есть объяснение и способы совладания с собой в психологически сложных ситуациях. Нигде не написано, например, «Никогда не испытывайте гнев».

Совет Пророка Мухаммада (мир ему благословение Всевышнего) не гневаться - в том, что не нужно идти на поводу у возникшей эмоции: «Если кто-либо из вас разгневается в то время, когда стоит, то пусть сядет, а если гнев не пройдёт, то пусть приляжет» (в передаче Абу Дауда и Ахмада). Важно пребывать в режиме осознанности  –  что я делаю? зачем? как? Это ни что иное, как привычка. Как любая другая, она вырабатывается, нарабатывается и становится постоянной. Тогда мозгу каждый раз легче будет «вспомнить», как остановить эмоции. Мы вообще состоим из сплошных привычек.

Большая часть из них нами не осознается. А что не осознано, то не может быть изменено. Как нам добиться осознанности? Через ният. Как оцениваются наши дела? По намерению. А что происходит с теми делами, намерение которых мы не осознали? Они оцениваются по тому неосознанному нияту, который был. Он был, просто мы про него не вспомнили и его не осознали. И какой он там был …? А если он был далеко не такой, каким должен быть? А если это было наущение шайтана или каприз нашего нафса? И потом в Судный День нам это предъявят, а сделать мы уже ничего не сможем. И помнить об этом мы не будем, потому что тут в земной жизни не осознали … пропустили … Вот одна из причин, кстати, по которой для нас становится очень актуальным покаяние. Есть шанс хоть так исправить нашу неосознанность.

Ният – это работа разума и души. Через него Всевышний вынуждает нас помнить о Себе, чтобы при всём сопротивлении нафса и вреда от шайтана, мы делали что-то нужное в жизни. Привычка помнить о нияте очень важна. Помимо всего прочего, это защита от шайтана. Если мы осознаны, то он нам своих гадостей в голову не сможет понаущать. Мы это заметим и примем меры. Ният предполагает и осознанное обращение к Всевышнему для благословения на действие - «БисмиЛляхиррахманиррахим». И наоборот, вспомнив про «БисмиЛляхиррахманиррахим», мы вспоминаем про намерение или его отсутствие. Аиша, к Вам обращаются посетители разных национальностей и вероисповеданий. Отличается ли работа с ними?

В каждой культуре свои особенности и различия. Их нужно знать. Одни и те же понятия каждая культура наполняет своим пониманием и своим смыслом. Этнические и религиозные различия влияют на мировоззрение людей, их убеждения и ценности, формируют, в том числе, и поведение. У людей, которые не делают акцент на Вере в Бога, очень силён расчет на свои силы, который, мощно двигает их к достижению результата. Однако, когда результат оказывается не тем, который они ожидали, разочарование и отчаяние бывает очень сильным, иногда даже критическим для здоровья.

В мировоззрении людей, лишённых ресурса Веры и доверия Всевышнему, нет понимания, что в любом случае Всевышний дает результат, который считает нужным. Поэтому «убиваться и страдать очень сильно» смысла нет. У людей, которые относят себя к верующим: «ин ша Аллах» - это не всегда осознание того, что результат зависит только от Милости Всевышнего, а зачастую причина недостаточной активности или вообще бездействия. Упование на Аллаха похвально, но оно должно быть правильным: с принятием возможных мер и только потом - ожиданием результата от Творца. Знаете, когда ко мне на приём стали приходить соблюдающие мусульмане, я поначалу не понимала, почему это происходит.

Казалось бы, у людей на руках все необходимые инструменты для счастливой жизни: Божественное писание - Священный Коран и пример того, как этого достичь - Сунна, но проблемы все равно есть и в отношениях, и в работе, и в творчестве. Позже стало понятно, что у нас есть разрыв между Верой в Единого Творца и следованием Божественным законам не только формально (технически), но и каким-то глубинным осознанием своей полной зависимости от Всевышнего и доверием Ему.

Над преодолением этого разрыва и должен работать каждый из нас – усердно и ежедневно. Ведь, когда отношения со Всевышним правильные, то никакая психология уже не нужна. По факту, психология – это инструмент, который дает возможность разобраться в себе и своих отношениях, нейтрализовать свои ограничения, ускорить процессы развития и изменений к лучшему, который помогает укрепить веру и доверие Всевышнему. Лучшим из нас окажется тот, кто лучше нравом. Нам остается только всеми силами и средствами стремиться к этому, уповая на Милость Всевышнего.

Гузель Ибрагимова

ҚҰРМЕТТІ ОҚЫРМАН! ОСЫ ТАҚЫРЫПҚА БАЙЛАНЫСТЫ ПІКІРІҢІЗДІ БӨЛІСЕ ОТЫРЫҢЫЗ.
Жаңалықтардың астында қалдырылған комментарийлер мазмұны asyldin.kz рухани ағарту порталында редакцияланбайды. Сайт комментарийлердің пішіні мен мазмұнына жауап бермейді. Пікір білдірерде тәртіп сақтауды сұраймыз!
пікірлер (0)

Оқи отырыңыз: