Любой человек, в независимости от того, был ли он погребен в землю, утонул ли он в море, был съеден хищными животными, или же был кремирован, превратившись в пепел, после смерти обязательно начнется другой этап, именуемый «жизнь в могиле».
Поскольку допрос в могиле, а так же наказание и благоденствие в ней, обращены, в том числе и к душе, то даже если тело человека не будет находиться в могиле, он все равно будет подвергнут допросу после смерти. В сущности, после погребения в землю, тело человека через какое-то время превращается в прах. Поэтому было бы неправильным привязывать жизнь в могиле, допрос, благоденствие или страдание в ней, исключительно к телу.
Смерть представляет собой отделение души от тела. Умирает тело, а не душа. Значит, основу человека составляет душа, а не тело. Тело же является своего рода одеждой для души. И так же как износившаяся или порвавшаяся одежда не оказывает никакого влияния на наше существование, точно так же и в тот момент, когда мы покидаем этот мир, наша душа снимает с себя одежду физического тела.
Смерть не является небытием. Наоборот, для верующего человека смерть – это дверь в еще более прекрасный и совершенный мир. Точно так же нам кажется, что брошенное в землю семя смешивается с ней, гниет, разлагается и исчезает. Но на самом деле это семя переходит в другую стадию жизни, от жизни семени к жизни дерева. Точно так же происходит и с умершим человеком.
На первый взгляд, кажется, что его тело закапывается в землю, где начинается процесс его разложения и гниения. Но на самом деле, в могиле и берзахе он обретает более совершенную жизнь. Общепринятым считается мнение, что наказанию в могиле подвергается как душа человека, так и его тело.
Однако это не то тело, которое кладется в могилу, а затем гниет и разлагается. Это новое эфирное тело, в которое душа человека облачается в могиле, именно оно и испытывает мучения.
Islam-today