Это деяние - лучшее проявление веры

Это деяние - лучшее проявление веры

User Rating: 5 / 5

Star ActiveStar ActiveStar ActiveStar ActiveStar Active
 

Терпение (по-арабски «сабр») – способность стойко переносить неприятности, а также умение упорно двигаться к цели. Сабр или его отсутствие во многом определяют качество человеческой жизни в обоих мирах. Иначе важность терпения не упоминалась бы в Священном  Коране и хадисах Пророка, Мир ему.

Например, «А тем, которые проявляли терпение, Мы непременно воздадим наградой за лучшее из того, что они совершали» (Сура «Ан-Нахль» 16:96) Или: «Лучшими проявлениями Веры являются терпение и великодушие» (хадис в передаче Ад-Дайлями, Аль-Бухари). В Исламе различают несколько видов терпения. Пути их воспитания также несколько различны.

1) Сабр в трудных ситуациях.

Речь идёт о жизненных трудностях, которым может подвергаться человек, его близкие, его имущество. Это могут быть природные и промышленные катастрофы, пожары, тяжёлые болезни, нужда  и прочие несчастья, которых никому не пожелаешь. Как обычно поступает человек? Испытывает шок, страх, апатию. Как следует поступить?

Осознать, что случившееся было предопределено Аллахом, обратиться к Нему за помощью, собраться с духом, взять на себя (если больше не̒кому) ответственность за ситуацию и начинать искать выходы из неё. Во Имя Аллаха. «Мы непременно испытаем вас незначительным страхом, голодом, потерей имущества, людей и плодов. Обрадуй же терпеливых, которые, когда их постигает беда, говорят: «Воистину, мы принадлежим Аллаху, и к Нему мы вернемся» (Сура «Аль-Бакара» 2:155-156).

Бывают в жизни трудности другого плана. Речь о сложностях межличностного общения – обиды, ссоры, затяжные конфликты, оскорбительное поведение и пр. Мало кто с этим незнаком. Как обычно поступает человек? Прибегает к ответным обидам, оскорблениям, притеснениям, разрыву отношений. Как следует поступать?

Обращаться к Аллаху, осознавать неслучайность конфликтов, пытаться оправдать обидчика (хоть чем-нибудь), проявлять великодушие к нему, честно искать ошибки в своём поведении, просить прощения, стараться первым налаживать отношения, помнить об Ахирате  и расчёте там. Во Имя Аллаха. «Верующий, находящийся среди людей и терпеливо относящийся к боли, которую они ему наносят, лучше и благостнее того, кто избегает людей и нетерпим к их действиям» (хадис в передаче Ахмада, Ат-Тирмизи, Ибн Маджа).

2) Сабр в поклонении Аллаху.

Терпеливость в этом вопросе бывает нужна по двум причинам. Во-первых, потому что человеку, действительно, временами  нелегко совершать поклонение. Например, поститься, работая в жару где-нибудь на стройке. А, во-вторых, потому что шайтан  ни днём ни ночью не оставляет своих гнусных попыток ввести нас в грех. Тогда и более легкие дела начинают казаться обременительными (встать на утренний намаз,  уделить время Корану и пр.) Как обычно поступает человек? Пытается себя оправдать (болею, устал, забыл), рассчитывает позже «отдать долг», выгодно сравнивает себя с теми, кто слабее него в религии. Как следует поступать? Обращаться к Аллаху, каяться, иметь намерение  не повторять ошибок, просить Аллаха укрепить Веру в сердце и защитить от козней шайтана, чаще вспоминать о смерти и Судном дне.  Во Имя Аллаха.

 

3) Сабр в противостоянии грехам.

К нарушению законов Аллаха человека толкает не только шайтан, который постоянно приукрашивает грехи, но также нафс – низменная часть человеческого естества. Нафс  алчен и ненасытен, ему всегда мало – возможностей,  денег, почёта, внимания, помощи, любви. Именно, характеризуя нафс, Пророк, Мир ему, сказал, что, получи человек гору золота, то захотел бы другую. 

Если попустительствовать своим аппетитам, не ограничивать их рамками халяль-харам, то противостояние грехам ослабевает, и человек начинает съезжать по наклонной. Как обычно поступает человек? Оправдывается, что избежать греховного поступка было невозможно;  успокаивает себя, что грех был маленький - «никто же не умер»;   выгодно сравнивает себя с теми, кто слабее него в религии. Как  следует поступать? Честно признавать ошибки, каяться за них, иметь намерение  впредь избегать подобного, просить у Аллаха умения руководить своим нафсом,  чаще вспоминать о мучениях в могиле и в Судный День.  Во Имя Аллаха.

Сабр – особый вид поклонения. Внешне мало заметен, по сути –  подвиг над собой! Потому, наверное, и награда за него обещана великая: «Мир вам за то, что вы проявили терпение! Как же прекрасна Последняя обитель!» (Сура «Гром» 13:24).                                                                  

Гузель Ибрагимова

ҚҰРМЕТТІ ОҚЫРМАН! ОСЫ ТАҚЫРЫПҚА БАЙЛАНЫСТЫ ПІКІРІҢІЗДІ БӨЛІСЕ ОТЫРЫҢЫЗ.
Жаңалықтардың астында қалдырылған комментарийлер мазмұны asyldin.kz рухани ағарту порталында редакцияланбайды. Сайт комментарийлердің пішіні мен мазмұнына жауап бермейді. Пікір білдірерде тәртіп сақтауды сұраймыз!
пікірлер (0)

Оқи отырыңыз: