Пост бывает трех видов: пост, являющийся фардом; пост, являющийся ваджибом; и пост являющийся нафилем (8 видов). Пост, являющийся фардом. Таким постом является пост месяца Рамадан. Точно так же фардом является возмещение пропущенных дней поста месяца рамадан, вне зависимости от того были ли они пропущены по уважительной причине или нет. Пост, являющийся ваджибом. К этой категории относится назир-пост, то есть пост, который человек обещал или поклялся соблюсти, сделав это для себя обязанностью.
Если человек давая такое обещание, определил конкретное время этого поста, например, такого-то числа такого-то месяца, то он обязан соблюсти этот пост в установленное время. Если же время назир-поста не было определено, то он может выбрать любой день для соблюдения этого поста. Точно так же к этой категории, по мнению Ханафитского мазхаба относится возмещение начатого и нарушенного нафиль-поста. Нафиль-пост. К этой категории относится любой пост, который не является фардом или ваджибом. Термин «нафиль» означает действие совершаемое добровольно и не являющееся обязательным.
К этой категории относятся следующие виды поста:
1. Пост в месяц Шавваль: Соблюдение поста в течение шести дней месяца Шавваль является мустахабом. Лучше всего поститься все шесть дней подряд, но можно делать промежутки. Так же в эти дни можно держать пропущенные дни поста Рамадана или пост-адак.
2. Пост в день Ашура: Десятый день месяца Мухаррам, носит название «день ашура». Передается, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) практически всегда постился в этот день. Однако он считал неправильным поститься только в один этот день и поэтому советовал проводить в посте еще один день до или после дня Ашура.
3. Ежемесячный трехдневный пост: Соблюдение поста в течение трех дней каждый месяц является мустахабом. Особенно хорошо соблюдать пост в 13, 14 и 15 день каждого месяца. В лунном календаре эти дни носят название «аййаму-бид». Известно, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) советовал соблюдать данный пост. А в риваяте, переданном от Айши (радыйаллаху анха), сообщается, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) каждый месяц проводил эти дни в посте.
4. Пост по понедельникам и четвергам: Пост по понедельникам и четвергам также является поощряемым постом. Передается, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) соблюдал пост в эти дни, говоря при этом: «Деяния людей представляются Аллаху по понедельникам и четвергам, и в этот момент я хочу быть постящимся» (Абу Давуд, Ибн Маджа).
5. Пост в месяц Зульхиджа: Так же поощряется соблюдение пост в первые девять дней месяца Зульхиджа. Так же в риваятах сообщается, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) проводил эти дни в посте.
6. Пост в запретные месяцы: Является мустахабом соблюдение поста по четвергам, пятницам и субботам в запретные месяцы, к которым относятся месяцы: Зулькада, Зульхиджа, Мухаррам и Раджаб.
7. Пост в месяц Шаабан: В риваяте переданном от Айши (радыйаллаху анха) сообщается, что больше всего нафиль-постов посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) держал в месяце Шаабан. Иногда он проводил в посте весь этот месяц.
8. Пост Давуда: Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) называл соблюдение поста через день – постом Давуда, говоря: «Самым достойным постом является пост Давуда. Он постился через день».
Islam-today