«Я видел Зайда ибн Али и я говорю, что я не видел ученого более проницательного, с более широкими знаниями, с более быстрым ответом или лучшим выражением чем он. Он был несравненный». Это утверждение было произнесено никем другим как самим имамом Абу Ханифой, основателем школы фикха с самым большим количеством последователей в мусульманском мире. Этому вторил Абдаллах ибн аль-Хасан ибн аль-Хасан (умер в 145 х.), который был одним из учителей Абу-Ханифы.
Описывая Зайда ибн Али, он говорит: «Я не видел никого похожего на него ни среди нас (потомков семьи пророка), ни среди других людей». Эти утверждения и многие похожие делают необходимым пролить свет на жизнь этого человека, который был великим имамом по праву. Внук аль-Хусайна ибн Али, который, в свою очередь, был внуком пророка Мухаммада (мир ему). Это означает, что его прадед был самым храбрым воином ислама во времена пророка, Али ибн Абу-Талиб, двоюродный брат пророка и его зять.
Пророк описал Али лучшим судьей среди его сподвижников и дверью в город знаний. Таким образом, Зайд имел линию родословной, которая является непревзойденной. Но, самостоятельно, родословная не источник гордости или знаний в Исламе, до тех пор, пока она не связана с отличием через действие. Отсюда, Пророк (мир ему) сказал своей общине: «Не позволяйте людям приходить ко мне в День Суда с их действиями, в то время как вы приходите ко мне только с вашими кровными отношениями».
Поэтому потомство его дочери Фатимы, жены Али, сильно желало сочетать хороший поступок с их благородным происхождением. Зайд ибн Али родился в 80 году исламской эры (соответствует 700 году по солнечному календарю), хотя некоторые отчеты ставят год его рождения на 5 лет раньше. Он был убит в битве, мученически, в 122 году, в 42 года, или в 47, если другой отчет о его рождении является верным. Его отец был известен по имени Али, Зайн-аль-Абидин, которое означает «драгоценный камень среди поклоняющихся».
Его отец был всегда грустный, часто плакал, потому что он был единственный кто выжил среди своих братьев в битве Карбалы, когда аль-Хусайн, его собственный отец пал как мученик. Али Зайн-аль-Абидин был болен и не мог принять участие в битве. Возможно, это было потому, что Аллах хотел, чтобы он выжил, так, чтобы родословная аль- Хусайна могла продолжить свое потомство. Когда у него спросили о его грусти, он сказал: «Пророк Якуб продолжал плакать из-за потери своего сына Йусуфа до тех пор, пока не потерял зрение, не зная точно, что Йусуф был мертв. Я видел, как больше десятка моих близких родственников были убиты в один день. Неужели вы думаете, что мое горе когда-нибудь исчезнет?»
Все же Али Зайн-аль-Абидин был очень скромным человеком, чрезвычайно щедрым и он любил всех людей. Он также был очень известным ученым. Действительно, его дом был местом, где жили четыре знаменитых ученых. Это были Али Зайн-аль-Абидин сам, его сын Мухаммад аль-Бакир, который был намного старше, чем Зайн и действовал как его второй учитель, после смерти их отца, Джафар, сын Мухаммада, который стал известным из-за его имени, ас-Садик, который также представлен в этой книге. Зайд ибн Али выучил Коран и Хадисы и выделился по обоим.
Он также выделился в такой области исламских наук как фикх или исламская юриспруденция. Он признан как главный человек в изучении различных методов декламации Корана, полученный главным образом из метода декламации, приписанной его прадеду, Али ибн Абу-Талибу. Отец Зайда был в состоянии утвердиться как ученый с широкими знаниями и проницательностью. Он всегда обращался к Корану и Сунне. Он был способен делать это, потому что он был прекрасным ученым в обоих. Он всегда использовал ученое усмотрение, или иджтихад, для достижения и нахождения руководств или вердиктов для новых случаев. Невозможно определить его тип методологии в использовании своего усмотрения, потому что это все-таки было на ранних стадиях иджтихада. Но ясно то, что Али Зайн-аль-Абидин был ученым, который изучал мнения всех современных ученых в Ираке и Медине.
Таким образом, он был близок к учености поколения, которая следовала за сподвижниками Пророка, Табиинов, которые были его современниками, такие как Саид ибн аль-Мусаиб (умер в 93 х.), Нафи (умер в 117 х.), Зайд ибн Аслам и Саид ибн Джубайр (умер в 95 х.).
Islam-Today