Ядро терпения

Ядро терпения

User Rating: 5 / 5

Star ActiveStar ActiveStar ActiveStar ActiveStar Active
 

Терпение является одним из самых любимых Всевышним качеств. С ним связаны и другие похвальные качества – спокойствие, благоразумие, богобоязненность, справедливость, правдивость и др. В Исламе терпение подразделяется на три вида:

1. Терпение в исполнении предписаний Аллаха – сабр аля аль-таа (совершение намаза, выдача закята и т.д.) «Обратитесь за помощью к терпению и намазу. Воистину, намаз является тяжким бременем для всех, кроме смиренных» (2:45).

2. Терпение, чтобы устоять перед запретами Аллаха – сабар ан масийах (удержание себя от грехов,  ослушания). «Воистину, если кто богобоязнен и терпелив, то ведь Аллах не теряет вознаграждения творящих добро» (12:90).

3. Терпение в отношении предопределенного Аллахом – саба аля алякдаар (проявление сдержанности при несчастьях и испытаниях) «Но если вы будете терпеливы и богобоязненны, то их козни не причинят вам никакого вреда. Воистину, Аллах объемлет все, что они совершают» (3:120).

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Ни одному человеку не даровано ничего лучшего и более обширного, чем терпение» (Муслим) И терпение – это качество, которого можно добиться, воспитать в себе. Каким образом? Какое из других похвальных качеств наиболее близко к нему? Многие убеждены, что основа терпения – в силе воли. Возможно. Сила желания сделать что-либо на какой-то период может поддерживать человека, давать ему силы. Но как мы знаем, желания часто меняются. То, чего хотелось час назад, может быть неинтересно сейчас, и мотивы соответственно меняются. И чтобы достигнуть своей цели, приходится «искусственно» себя поддерживать. Но есть нечто, что позволяет нам основать прочный фундамент терпения. Это знание. Как интересно сказано об этом в Коране… В истории Мусы, мир ему, и раба Аллаха по имени Хидр.

В суре «Пещера» сказано об их встрече: «Муса (Моисей) сказал ему (Хидру): "Могу ли я последовать за тобой, чтобы ты научил меня о прямом пути тому, чему ты обучен?" Он сказал: "У тебя не хватит терпения находиться рядом со мной. Как ты сможешь терпеливо относиться к тому, что ты не объемлешь знанием?" Он сказал: "Если Аллах пожелает, то ты найдешь меня терпеливым, и я не ослушаюсь твоего веления» (аяты 66-69) Далее Хидр совершил несколько поступков, которые были непонятны Мусе, мир ему: повредил корабль, на который их согласились взять, выровнил стену людей, которые отказали им в помощи и убил мальчика. Каждый поступок, несмотря на обещание, вызывал у Мусы, мир ему, непонимание и вопросы.

Отсутствие понимания, знания происходящего не позволяло Мусе, мир ему, отнестись сдержанно к тому, что делал Хидр. После третьего вопроса они расстались, но Хидр объяснил смысл своих поступков: - корабль он повредил, потому что впереди их ждал царь, отнимавший силой все целые корабли - стену он выровнял, потому что за стеной находилось богатство сирот. И если бы оно обнаружилось, то оно не досталось бы тем сиротам, которые имели на него право - мальчика он убил, потому что он был бы притеснителем своих родителей и сошел бы с пути. Все эти поступки не были совершены по прихоти Хидра, а только согласно сокровенному знанию, дарованному ему Всевышним Аллахом.

Однако понимание того, какая мудрость, логика стоит за ними, не позволила Мусе сдержаться. В этом  - основа терпения. Знания. И вернее, глубокая убежденность, понимание происходящего. Это более убедительно, чем то, что называют «мотивацией» или «силой воли». Только знание дает мотивацию, которое не дает сила воли, хотя и важность сознательных усилий и напоминаний себе нельзя обесценивать.

О ценности знания также сказано в других аятах Корана: ««Боятся Аллаха среди Его рабов только обладающие знанием» (Коран, 35:28). «Аллах возвышает по степеням тех из вас, кто уверовал, и тех, кому даровано знание». (Коран, 58:11)

«… и  говори: «Господи! Приумножь мои знания»» (Коран, 20:114). «Скажи: «Неужели равны те, которые знают, и те, которые не знают?» Воистину, поминают назидание только обладающие разумом» (Коран, 39:9). Одно из качеств невежд – нетерпеливость, спешка (с выводами, поступками, словами). Получение знаний вытесняет это невежество, делает сердце более спокойным, удовлетворенным.

И как мне кажется, главная борьба в наших душах все-таки происходит не между добром и злом, а как раз между познанием (просвещением) и  невежеством. Потому что знание сути вещей позволяет нам делать наилучший выбор, облегчает нам путь к благу. А невежество, напротив, делает нас слепыми и несчастными.

Ася Гагиева

ҚҰРМЕТТІ ОҚЫРМАН! ОСЫ ТАҚЫРЫПҚА БАЙЛАНЫСТЫ ПІКІРІҢІЗДІ БӨЛІСЕ ОТЫРЫҢЫЗ.
Жаңалықтардың астында қалдырылған комментарийлер мазмұны asyldin.kz рухани ағарту порталында редакцияланбайды. Сайт комментарийлердің пішіні мен мазмұнына жауап бермейді. Пікір білдірерде тәртіп сақтауды сұраймыз!
пікірлер (0)

Оқи отырыңыз: