Совершение намаза в такой одежде не наносит вреда намазу. В риваяте переданном от Хумейды, жены Абдуррахмана ибн Ауфа, сообщается, что однажды она спросила у Умму Салямы, жены посланника Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям): «Я ношу одежду с длинными полами, но мне приходится проходить по грязным местам (что мне делать)». Умму Саляма ответила: «Посланник Аллаха говорил: «Ее очистит последующее (чистое) место пути» (Тирмизи, Тахарат, 109; Ибн Маджа, Тахарат, 79; Дарими, Вуду, 64; Муватта, Тахарат, 16).
По мнению Ханафитского мазхаба уличная грязь и глина считаются чистыми, если в них явно не просматриваются нечистоты. В данном случае не имеет значения жидкая ли это грязь или сухая, много ее или мало. То же самое касается места, где лежала собака; пара, исходящего от нечистот; а так же пыли от навоза. Так как защититься от этого практически невозможно. Часть алимов, исходя из внешнего смысла этого хадиса, сказала: «Ходьба по чистой дороге очищает полы одежды, которые были до этого испачканы грязью при прохождении грязных участков. На полы одежды распространяется тот же хукм, что и на обувь. И не имеет никакого значения, была ли эта грязь мокрой или сухой».
По мнению же большинства алимов, этот хадис касается тех, кто испачкал одежду сухой грязью. Если же грязь была мокрой, то одежда очищается только мытьем грязного места. Имам Шафии говорил: «Хукм данного хадиса относится к тем, кто шел по сухому месту и не запачкался нечистотами. Но если человек шел по мокрой грязи (или нечистотам), то очищение осуществляется только мытьем». По мнению Шафиитского мазхаба уличная грязь может считаться простительным загрязнением, при соблюдении четырех условий:
1) Отсутствие в грязи видимых нечистот.
2) Человек, идущий пешком должен быть внимателен и должен стараться не наступить на нечистоты.
3) Грязь должна попасть на человека вследствие его собственных шагов. Если другой человек наступит в грязь и эти брызги грязи испачкают одежду, то в этом случае это не будет считаться простительным загрязнением.
4) Грязь и нечистоты должны попасть на тело или одежду. Если же они попадут на что-то другое, то это так же не будет считаться простительным загрязнением. В заключение хотелось бы еще раз сказать: если на одежду человека попадет уличная грязь, то это не будет являться препятствием для намаза. Намаз, совершенный в такой одежде, будет считаться действительным.
Islam-Today