В некоторых хадисах говорится: «Аллах запечатает сердце того, кто по пренебрежению пропустит три пятничные молитвы!» (Ахмад ибн Ханбал, 3/424; Абу Давуд, 1052; Тирмизи, 500; Насаи 3/88; Ибн Маджа, 1125). «Тот, кто оставит три пятничные молитвы без причины, будет записан среди лицемеров!» (Табарани).
Как мы видим, в этих хадисах не говорится «тот, кто попустит три пятничных молитвы, перестанет быть мусульманином». Поэтому мы не считаем человека, который пропускает пятничные молитвы, неверующим. Но вместе с тем, совершенно очевидно, что положение такого человека является критичным. Так как в хадисах говорится о том, что сердце такого человека может быть запечатано, что он может оказаться в числе лицемеров, и повернуться спиной к Исламу.
Обратите внимание, что в этих хадисах говорится о тех, кто пропускает пятничный намаз без причины. Значит, если у человека есть время и возможность пойти на пятничный намаз, но он не делает этого, то он оказывается в очень опасном положении и может встать на путь, ведущий к неверию. Точно так же при внимательном рассмотрении этих хадисов станет совершенно ясно, что в них нет даже намека на то, что у того, кто пропускает джума-намаз, аннулируется никях.
Возможно, что мысли об аннулировании никяха являются следствием следующих рассуждений: «У того, кто три раза подряд пропустит джума-намаз, запечатывается сердце. А раз сердце этого человека запечатывается, то он становится неверующим, и его никях аннулируется».
Однако хотелось бы еще раз напомнить, что человек, трижды пропустивший джума-намаз, не становится неверующим или вероотступником, и, соответственно, его никях не аннулируется. А выражение о запечатывании сердца или о том, что человек может быть записан в числе лицемеров, использованы для того, чтобы предостеречь людей от беспричинного пропуска джума-намаза.
Islam-Today