В одном из хадисов говорится: «Аллах не примет ни одного действия, которое было совершено не ради Его довольства» (Насаи, Джихад, 24). Исходя из данного хадиса, можно сказать, что у поклонения существует как внешняя сторона, так и внутренняя/скрытая сторона. Как мы знаем, фикх выносит решения, основываясь на внешней стороне поступков и взаимоотношений, и рассматривает их внутреннюю суть.
То есть факихи действуют в соответствии со следующим принципом: «Мы выносим решения, основываясь на внешних признаках, а внутреннюю/скрытую суть деяний и поступков мы вверяем Аллаху Всевышнему». Это означает следующее: Например, вынося решение о том, будет ли принято то или иное предписание, являющееся фардом, фикх изучает, были ли выполнены все необходимые условия при совершении этого действия.
То есть фикх как дисциплина не касается внутреннего состояния человека при совершении этих предписаний. Например, если при совершении намаза были соблюдены все его рукны и условия, то выносится решение о том, что такой намаз является достоверным и принятым. Однако это решение не касается внутреннего состояния и того, с каким намерением этот намаз был совершен, и будет ли такой намаз принят с этой точки зрения.
Например, во многих хадисах мы можем встретить предостережения от показухи, являющейся одной из форм скрытого ширка. Однако этот аспект действий человека не относится к фикху и не является предметом рассмотрения, так как оценку внутреннему состоянию может давать только Аллах Всевышний, поскольку никто, кроме Него не знает того, что скрыто у человека в душе.
Конечно же, в Судный день решение будет принимать Аллах Всевышний, и все благие деяния и поклонения, совершенные мунафиками (лицемерами), окажутся пустыми. То есть абсолютно точно не будет принят намаз или иное поклонение, если оно было совершено ради показухи, а не ради довольства Аллаха Всевышнего, даже если это поклонение будет выполнено абсолютно безупречно с точки зрения фикха.
Islam-Today