Любое посягательство человека на собственную жизнь, какими бы причинами оно не было вызвано, категорически запрещено с точки зрения ислама. Так как человек, посягающий на свою жизнь, прежде все тем самым проявляет вероломство по отношению к аманату, которым является его жизнь, данному ему Аллахом Всевышним на сохранение до определенного срока. Кроме того, человек, совершая самоубийство, тем самым совершает великий грех и становится достойным наказания в Аду (Муслим, Иман, 175).
Во многих хадисах посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) говорит, что тот, кто посягнет на собственную жизнь, совершит большой грех и за это будет подвергнут мучениям в Аду. В сущности, мы видим, что практически все самоубийцы - это люди, очень далекие от религии и от веры. Хоть самоубийство и является очень большим грехом, но человек, совершивший его, не становится неверующим, если при жизни был мусульманином.
Так как делает неверующим лишь отрицание хотя бы одного из столпов веры. Поэтому по самоубийце, как и по другому умершему мусульманину, совершается джаназа-намаз. Таково мнение большинства исламских алимов, включая имама Абу Ханифу и имама Мухаммада. Вне зависимости от того, произошло ли самоубийство случайно или намеренно, джаназа-намаз совершается. Однако имам Абу Юсуф говорил: «Если человек совершил самоубийство не вследствие невыносимой боли или ошибки, то джаназа-намаз по нему не совершается» (аль-Фатава аль-Хиндиййа, 1/163).
Опираясь на мнение имама Абу Юсуфа, можно сказать, что человек, страдающий депрессией, может рассматривать самоубийство как средство избавления от страданий. Нам неизвестно, в каком состоянии находится рассудок человека в такой момент. Это известно только Аллаху Всевышнему.
С точки зрения ислама человек, находящийся в невменяемом состоянии, не несет ответственности за совершенные грехи. Наличие здравого рассудка является условием ответственности. Однако если причиной возникновения депрессии является что-то, что запрещено с точки зрения религии, то в этом случае человек будет нести ответственность.
Это похоже на ситуацию, когда человек, находясь в состоянии алкогольного опьянения, совершает убийство. Однако если причиной депрессии не было что-то запретное или греховное, то в этом случае это может считаться оправданием. В данном случае решающую роль играет вменяемость или невменяемость человека. Если человек совершит самоубийство, находясь в здравом рассудке, то он будет считаться совершившим великий грех.
Islam-Today