Аллах Всевышний говорит в Коране: «Клянусь душой и Тем, Кто придал ей соразмерный облик и внушил ей порочность и богобоязненность! Преуспел тот, кто очистил ее, и понес урон тот, кто опорочил ее» (аш-Шамс 91/7-10). Этот аят указывает на то, что в естестве абсолютно каждого человека есть источник вдохновения.
Если это вдохновение исходит от ангела, то оно называется «ильхам», если же оно исходит от шайтана, то называется «васваса». Следующих хадис является своего рода тафсиром этих аятов: В риваяте, переданном от Абдуллаха ибн Масуда (радыйаллаху анху) сообщается, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) говорил: «Человек подвержен внушению как со стороны ангела, так и со стороны шайтана.
Ангел внушает ему истину и побуждает к совершению добра, а шайтан внушает ему отрицание истины и совершение зла. Поэтому тот, кто почувствует вдохновение к совершению добра, пусть знает, что это от Аллаха, и пусть возблагодарит Его. А тот, кто почувствует вдохновение к совершению плохого, пусть знает, что это от шайтана, и пусть он прибегнет от его зла к защите Аллаха» (Тирмизи, Тафсир,3).
В другом достоверном хадисе сообщается, что однажды, когда посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) находился в мечети в итикафе, одна из его жен по имени Сафийа (радыйаллаху анха) пришла ночью навестить его. Когда она собралась уходить, посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) пошел провожать ее до дома. По дороге им встретились два человека, которые поприветствовали их. Однако посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) ответив на их приветствие, сказал им: «Это моя жена Сафийа».
Люди ответили: «Субханаллах! У нас нет ни малейших сомнений по поводу вас». В ответ на это посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Шайтан перемещается внутри человека так же, как перемещается кровь. Поэтому я испугался, что он может заронить в вас зерно сомнения» (Бухари, Итикаф, 11).
Из этого хадиса и вышеизложенных разъяснений становится ясно, что шайтан способен перемещаться внутри человека, внушать ему васваса, побуждать к совершению грехов, а также может знать некоторые чувства и мысли человека, если позволит Аллах Всевышний.
Islam-Today