Абу Ханифа в «Письме Усману аль-Батти» сказал: «Деяние не есть вера, и вера не есть деяние». «И явил Он Мухаммада, который призвал их к исламу. Призвал их засвидетельствовать, что нет божества кроме Бога Единого, Который не сообожествляем, и засвидетельствовать то, что пришло от Бога.
Кто принял ислам, тот стал верующим, чистым от многобожия, а имущество и кровь его стали неприкасаемыми, и он стал обладать правами мусульман и их неприкосновенностью. Кто же не принял этого, когда его призвали, – тот неверующий, далекий от веры. После этого уверовавшим были ниспосланы религиозные обязанности, исполнение которых стало неким деянием, дополнительным к вере. Посему Бог гласит: «И обрадуй тех, которые уверовали и творили благочестивое...» (2:25);
«Те, которые уверовали в Бога и творили благочестивое...» (2:62; 5:69) и тому подобное в Коране. Утративший деяние не есть утративший веру, ибо обрел он веру без деяния. И если утративший деяние приравнивался бы к утратившим веру, то лишь в силу утраченности им деяния его следовало бы перестать нарекать верующим и лишать неприкосновенности, как это применяется к тем, которые, утратив веру, не нарекаются в силу этого верующими и лишаются неприкосновенности и своих прав, ибо возвращаются к тому состоянию многобожия, в котором они пребывали прежде. Из этого различия следует то, что люди не разнятся в вере и не превосходят друг друга в ней. Они превосходят друг друга в деянии, различаясь исполнением религиозных обязанностей».
Абу Ханифа в «Учителе и ученике» сказал: «…если бы исполнение всего того, что Бог предписал, и воздержание от всего того, что Бог запретил, считалось бы Его религией, то каждый, кто оставит что- либо из Его предписаний или совершит что-либо из Его запретов, становился бы оставившим религию, становился бы неверным. А кто становится неверующим, тот лишается его взаимных с мусульманами прав и обязательств в вопросах бракосочетания, наследования, участия в похоронных обрядах, употребления в пищу мяса зарезанных животных и тому подобного.
Ибо Бог обязал все это верующим лишь по причине их веры, из-за которой же Бог сделал неприкосновенной их кровь и имущество, кроме случаев преступления. Бог повелел верующим исполнять религиозные обязанности лишь после того, как они засвидетельствовали религию. Посему Он гласил: «Скажи рабам Моим, которые уверовали, пусть вершат молитву...» (14:31).
И гласил Бог: «О те, которые уверовали! Предписано вам возмездие…» (2:178); «О те, которые уверовали! Вспоминайте Бога...» (33:41) и тому подобное. И если бы все эти религиозные обязанности были бы тождественны вере, то [люди] не стали бы именоваться верующими, лишь пока их не исполнят. Однако Бог отделил веру от деяния. Посему гласил Всевышний: «...тех, которые уверовали, и творили бла- гочестивое...» (103:3). И гласил: «Да! Кто придал свой лик Богу, причем добродетельным...» (2:112), т.е. [творит добро] и верует. И гласил: «А кто желает следующей [жизни] и стремится к ней должным стремлением, а сам верует...» (17:19).
Таким образом, Бог установил веру отличной от деяния. Верующих побуждает молиться, платить закят, соблюдать пост, устремляться в хадж и поминать Бога их вера в Него, а не молитва, закят, пост и хадж побуждают их веровать в Бога. Это так, ибо сперва они уверовали, и лишь потом стали действовать. Вера в Бога побудила их исполнять религиозные обязанности, но не религиозные обязанности побудили их веровать».
Абу Ханифа в «Завещании о единобожии» сказал: «Доказательство этому состоит в том, что иногда с верующего снимается [обязанность исполнения предписанного] деяния, однако сие нельзя назвать так, что с него снимается вера. С женщины, у которой месячные, Бог снял [обязанность исполнения] молитвы. Однако это нельзя назвать так, что Он снял с нее веру или же повелел ей оставить веру. Законотворец [т.е. Бог] также гласил ей: оставь пост, а после восполни его, но сие нельзя выразить так: оставь веру, а затем восполни ее. Можно сказать, что бедняку не должно платить закят, но нельзя о сем говорить так, что не должно бедняку веровать».
Islam-Today