Давайте признаемся, что каждый из нас временами злится и выходит из себя. И порой бывает очень сложно контролировать свой гнев. Что говорится о природе злости и умении контролировать ее в хадисах?
Природа гнева - Гнев – от шайтана «Знайте, что гнев – это кусок угля в сердце сына Адама. Посмотрите на глаза и вены человека, когда он в гневе! Пусть же тот, с кем случится подобное, сядет».
- Гнев – это форма сумасшествия Один из сподвижников говорил: «Ярость – это форма сумасшествия, потому что тот, кто гневается, сожалеет позже, если он не сожалеет, он становится глубоко сумасшедшим».
- Гнев содержит в себе все зло Передается от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что один человек сказал Пророку (мир ему): «Сделай мне наставление!» Он ответил: «Не гневайся». Этот человек повторил свою просьбу несколько раз, и Пророк (мир ему) повторил «Не гневайся» несколько раз. В другой версии этого хадиса говорится, что этот человек сказал: «И я подумал над тем, что сказал Пророк (мир ему) и понял, что гнев содержит в себе все зло». Хадисы о сдерживании себя во время злости
1. Слова, сдерживающие гнев.
«Я знаю слова, сказав которые, он отвел бы от себя то, что сейчас испытывает. Если бы он сказал: «Обращаюсь к Аллаху за защитой от шайтана», его покинуло бы то, что он сейчас испытывает».
2. Омовение.
«Воистину, гнев – от шайтана, и, воистину, шайтан создан из огня».
3. Истинная сила.
«Не тот силен, кто может победить в борьбе, а тот силен, кто сможет сдержать себя во время гнева». Анас (да будет доволен им Аллах) передал, что Пророк (мир ему) как-то проходил мимо дерущихся людей и спросил: «Что это?» Ему ответили, что один из дерущихся самый сильный, и если он дерется с кем-то, то он его всегда побеждает.
Пророк (мир ему) сказал: «Не указать ли вам на того, кто сильнее его? Это тот, по отношение к которому совершили несправедливость, а он сдержал свой гнев и победил его, и победил своего шайтана и шайтана того, кто его притеснил».
4. Награда за сдерживание гнева.
«Самый сильный тот, кто у кого от гнева покраснело лицо и вздулись вены, и он смог победить свой гнев». «Сердце того, кто сдержит себя в гневе, в то время как он может совершить какое-либо действие в соответствии с ним, Аллах наполнит (Свят Он и Велик) довольством в День Воскресенья».
«Того, кто сдержит свой гнев, в то время как он может действовать в соответствии с ним, вызовет Аллах (Свят Он и Велик) перед своими творениями в День Воскресенья и позволит ему выбрать из гурий ту, которую он пожелает».
5. Молчание.
Пророк Мухаммад (мир ему) сказал: «Когда кто-то из вас гневается, пусть замолчит».
6. Переключиться с эмоций на движения.
Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Если ты разгневался стоя – сядь, если разгневался сидя – ляг». Аль-Хаттабий передал толкование данного хадиса от Абу Дауда: «Стоящий сам по себе готов к дальнейшим действиям, удару и т.д. Сидящий – менее способен на это, а лежащий не способен на подобные действия (если он не встанет). И повеление Пророка (мир ему) сесть или лечь направлено на удержание гневающегося от действий, в совершении которых он будет раскаиваться потом».
Islam-Today