Для классификации хадисов, ученые терминологии хадисов используют несколько категорий. Основными причинными факторами подразделения хадисов являются: 1) сам текст хадиса (матн); 2) цепь передатчиков, приводящая к тексту (иснад) или же 3) их интегрированный фактор (взаимосвязь текста и иснада).
Некоторые из ученых этой науки расширяют подобную классификацию, увеличивая список разновидностей хадисов, некоторые, наоборот, их сужают, а некоторые отстаивают срединную (умеренную) позицию. Хафиз ибн Салях в своем труде «Мукаддима» и имам ан-Нававий (да помилует их Аллах) в книге «Ат-Такриб» упомянули 65 разновидностей хадисов. Ученый аль-Хазимий (да помилует его Аллах) сказал: «Это не последнее мнение в классификации хадисов.
Хадисы могут принять такое количество делений, которое невозможно исчислить, так как нельзя перечислить состояние и характеристику передатчиков хадиса, а также положение текста хадиса и его свойств.
Существует столько состояний и свойств, которые можно упоминать по отдельности. Каждый из этих видов исходит из соответствующей классификации». Автор затронул в своем труде группу известных терминов по науке хадиса, в котором нуждается каждый, кто требует знания. Он рассмотрел 34 вида хадиса. В конце своего стихотворного текста он говорит («34 вида было представлено из делений хадиса»). В этом тексте упоминается каждый вид из этой классификации вместе с его определением, отражающим сущность, и характеристикой. Виды деления хадисов Существует множество видов деления хадисов:
1. С позиции принятия или отклонения.
С этой позиции хадисы подразделяются на две группы: приемлемые и отторгнутые. Приемлемые бывают двух видов: достоверный и хороший (каждый из них либо достоверный или хороший как таковой, либо также достоверный или хороший за счет подкрепления его другими хадисами).
Что касается отторгнутого, то это – слабый хадис. Причиной слабости хадиса может быть пропуск в цепочке передатчиков. Данный вид подразделяется на множество подвидов. У некоторых из них есть определенные названия, а у некоторых таких названий нет. Рассмотрим следующие виды: «му‘алляк» (это хадис, в начале которого пропущено имя одного или нескольких следующих друг за другом передатчиков); «мункаты‘» (хадис, в иснаде которого не упоминается один или несколько передатчиков, имена которых не следуют друг за другом); «му‘даль» (хадис, в иснаде которого отсутствуют имена двоих передатчиков подряд); «мудалляс» (хадис, в котором утаивается недостаток цепочки передатчиков); «мурсаль» (хадис, в конце иснада которого после имени последователя имеется пропуск), в нем есть разногласия среди ученых. «Му‘ан‘ан» и «муаннан» (безымянные хадисы, в которых приводятся слова передатчика: «Такой-то передал от такого-то…»).
Все эти хадисы считаются слабыми, так как условия непрерывности в них не соблюдаются. Причиной слабости хадиса может быть так же и отсутствие честности передатчика. Такие хадисы подразделяют на следующие подвиды: «мубхам» (неясный, неопределенный), примером может служить тот случай, когда передатчик говорит неопределенно: «Сообщил мне такой-то…», или «…шейх…», или «…человек…», или что-нибудь подобное); «маджхуль» (передача от неизвестного передатчика неизвестным (маджхуль); передатчик именуется в том случае, когда неизвестен либо он сам, либо его характеристика. Причиной слабости хадиса может быть и слабость памяти передатчика. Такие слабые хадисы подразделяются на следующие виды, как «мудтариб» (если несоответствие возникает вследствие замены одного передатчика другим или в противоречие текста данного хадиса тексту хадиса, переданного другим лицом, достойным доверия, в результате чего ни одному из них невозможно отдавать предпочтение). Причиной слабости хадиса могут быть также: противоречивость хадиса (шазз), который может возникнуть между хадисом, переданным от приемлемого (заслуживающего доверия) передатчика, и хадисом, переданным от более авторитетного передатчика; где наблюдается наличие скрытых недостатков, умаляющее достоинство хадиса (все это будет разъяснено в дальнейшем при толковании соответствующего стиха автора).
2. Деление хадисов на виды с позиции определения основного рассказчика (основного источника информации).
Если хадис исходит от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), то этот хадис называется «марфу‘». Если от сподвижника, то называется «маукуф», если он исходит от последователя – «макту‘».
3. Деление хадисов на виды в зависимости от количества его передатчиков.
«Гариб» (неизвестный – хадис передаваемый со слов одного человека). «‘Азиз» (редкий – хадис, в каждом разряде иснада которого есть не менее двух передатчиков).
«Машхур» (известный – сообщение, передаваемое со слов троих и более передатчиков в каждом из разрядов иснада, если их количество не удовлетворяет условиям хадисов категории «мутаватир»).
«Мустафид». Относительно термина «мустафид» высказывались три мнения: Первое: это слово является синонимом слова «машхур». Второе: значение его является более узким: если речь идет о сообщении, относящемся к категории «мустафид», то обязательным условием является равенство двух сторон его иснада, тогда как для сообщений категории «машхур» это необязательно. Третье: значение его является более широким, иначе говоря, это мнение является противоположным второму); «мутаватир» (сообщение, переданное многочисленным количеством передатчиков, исключающее возможность его фальсификации путем сговора).
4. Деление хадисов на виды с позиции характеристики иснада.
Они объединяются по способам передачи на высокие и низкие, соединенные и другие. Существует еще много разных видов, и мы рассмотрим их отдельно...
Islam-Today