По какой причине некоторые хадисы называют "слабыми"?

По какой причине некоторые хадисы называют "слабыми"?

User Rating: 5 / 5

Star ActiveStar ActiveStar ActiveStar ActiveStar Active
 

Для классификации хадисов, ученые терминологии хадисов используют несколько категорий. Основными причинными факторами подразделения хадисов являются: 1) сам текст хадиса (матн); 2) цепь передатчиков, приводящая к тексту (иснад) или же 3) их интегрированный фактор (взаимосвязь текста и иснада).

Некоторые из ученых этой науки расширяют подобную классификацию, увеличивая список разновидностей хадисов, некоторые, наоборот, их сужают, а некоторые отстаивают срединную (умеренную) позицию. Хафиз ибн Салях в своем труде «Мукаддима» и имам ан-Нававий (да помилует их Аллах) в книге «Ат-Такриб» упомянули 65 разновидностей хадисов. Ученый аль-Хазимий (да помилует его Аллах) сказал: «Это не последнее мнение в классификации хадисов.

Хадисы могут принять такое количество делений, которое невозможно исчислить, так как нельзя перечислить состояние и характеристику передатчиков хадиса, а также положение текста хадиса и его свойств.

Существует столько состояний и свойств, которые можно упоминать по отдельности. Каждый из этих видов исходит из соответствующей классификации». Автор затронул в своем труде группу известных терминов по науке хадиса, в котором нуждается каждый, кто требует знания. Он рассмотрел 34 вида хадиса. В конце своего стихотворного текста он говорит («34 вида было представлено из делений хадиса»). В этом тексте упоминается каждый вид из этой классификации вместе с его определением, отражающим сущность, и характеристикой. Виды деления хадисов Существует множество видов деления хадисов:

1. С позиции принятия или отклонения.

С этой позиции хадисы подразделяются на две группы: приемлемые и отторгнутые. Приемлемые бывают двух видов: достоверный и хороший (каждый из них либо достоверный или хороший как таковой, либо также достоверный или хороший за счет подкрепления его другими хадисами).

Что касается отторгнутого, то это – слабый хадис. Причиной слабости хадиса может быть пропуск в цепочке передатчиков. Данный вид подразделяется на множество подвидов. У некоторых из них есть определенные названия, а у некоторых таких названий нет. Рассмотрим следующие виды: «му‘алляк» (это хадис, в начале которого пропущено имя одного или нескольких следующих друг за другом передатчиков); «мункаты‘» (хадис, в иснаде которого не упоминается один или несколько передатчиков, имена которых не следуют друг за другом); «му‘даль» (хадис, в иснаде которого отсутствуют имена двоих передатчиков подряд); «мудалляс» (хадис, в котором утаивается недостаток цепочки передатчиков); «мурсаль» (хадис, в конце иснада которого после имени последователя имеется пропуск), в нем есть разногласия среди ученых. «Му‘ан‘ан» и «муаннан» (безымянные хадисы, в которых приводятся слова передатчика: «Такой-то передал от такого-то…»).

Все эти хадисы считаются слабыми, так как условия непрерывности в них не соблюдаются. Причиной слабости хадиса может быть так же и отсутствие честности передатчика. Такие хадисы подразделяют на следующие подвиды: «мубхам» (неясный, неопределенный), примером может служить тот случай, когда передатчик говорит неопределенно: «Сообщил мне такой-то…», или «…шейх…», или «…человек…», или что-нибудь подобное); «маджхуль» (передача от неизвестного передатчика неизвестным (маджхуль); передатчик именуется в том случае, когда неизвестен либо он сам, либо его характеристика. Причиной слабости хадиса может быть и слабость памяти передатчика. Такие слабые хадисы подразделяются на следующие виды, как «мудтариб» (если несоответствие возникает вследствие замены одного передатчика другим или в противоречие текста данного хадиса тексту хадиса, переданного другим лицом, достойным доверия, в результате чего ни одному из них невозможно отдавать предпочтение). Причиной слабости хадиса могут быть также: противоречивость хадиса (шазз), который может возникнуть между хадисом, переданным от приемлемого (заслуживающего доверия) передатчика, и хадисом, переданным от более авторитетного передатчика; где наблюдается наличие скрытых недостатков, умаляющее достоинство хадиса (все это будет разъяснено в дальнейшем при толковании соответствующего стиха автора).

2. Деление хадисов на виды с позиции определения основного рассказчика (основного источника информации).

Если хадис исходит от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), то этот хадис называется «марфу‘». Если от сподвижника, то называется «маукуф», если он исходит от последователя – «макту‘».

3. Деление хадисов на виды в зависимости от количества его передатчиков.

«Гариб» (неизвестный – хадис передаваемый со слов одного человека). «‘Азиз» (редкий – хадис, в каждом разряде иснада которого есть не менее двух передатчиков).

«Машхур» (известный – сообщение, передаваемое со слов троих и более передатчиков в каждом из разрядов иснада, если их количество не удовлетворяет условиям хадисов категории «мутаватир»).

«Мустафид». Относительно термина «мустафид» высказывались три мнения: Первое: это слово является синонимом слова «машхур». Второе: значение его является более узким: если речь идет о сообщении, относящемся к категории «мустафид», то обязательным условием является равенство двух сторон его иснада, тогда как для сообщений категории «машхур» это необязательно. Третье: значение его является более широким, иначе говоря, это мнение является противоположным второму); «мутаватир» (сообщение, переданное многочисленным количеством передатчиков, исключающее возможность его фальсификации путем сговора).

4. Деление хадисов на виды с позиции характеристики иснада.

Они объединяются по способам передачи на высокие и низкие, соединенные и другие. Существует еще много разных видов, и мы рассмотрим их отдельно...

Islam-Today


ҚҰРМЕТТІ ОҚЫРМАН! ОСЫ ТАҚЫРЫПҚА БАЙЛАНЫСТЫ ПІКІРІҢІЗДІ БӨЛІСЕ ОТЫРЫҢЫЗ.
Жаңалықтардың астында қалдырылған комментарийлер мазмұны asyldin.kz рухани ағарту порталында редакцияланбайды. Сайт комментарийлердің пішіні мен мазмұнына жауап бермейді. Пікір білдірерде тәртіп сақтауды сұраймыз!
пікірлер (0)

Оқи отырыңыз: