В исламской догматической науке «Судный день» или «Вера в Судный день» изучает вопросы эсхатологии. Согласно основным источникам ислама жизнь человека делиться на две составляющие: мирская жизнь считается временной, она ограничена существованием физического тела. А вторая жизнь считается вечной потусторонней, и представляет собой сначала жизнь во время нахождения в могиле, а затем жизнь после божьего суда.
Богословы считают, что первая, мирская, жизнь есть божественное испытание для людей, а вторая, загробная, предполагает оценку деяний человека, результатом которой будет наказание в Аду или награда в Раю. В исламском вероучении используются два термина, связанные с Судным днем «Кыйама ас-сугра» («Малый Судный день») и «Кыйама аль-кубра» («Великий Судный день»).
«Малый Судный день» подразумевает временной промежуток, между смертью человека и Судным днем. «Большой Судный день» подразумевает временной промежуток, начинающийся с малых и больших знамениеов Судного дня, и завершающийся либо адским наказанием, либо райской наградой. Соответственно согласно исламской догматике мусульманину необходимо признавать, что Судный день действительно наступит в результате чего все живое погибнет.
Затем все существа просуществовавшие на Земле за всю ее историю вновь будут воскрешены, и Аллах спросит их за деяния, совершенные ими при жизни в этом мире. Вслед за этим в зависимости от искренности и качества деяний верующие и праведники будут награждены райскими благами, а неверующие и грешники получат наказание в Аду. Считается, что вера в Судный день ведет человека к успеху Коран по этому поводу сообщает: «Поистине, те, которые уверовали, и те, кто обратились в иудейство, и христиане, и сабии, которые уверовали в Аллаха и в последний день и творили благое, - им их награда y Господа их, нет над ними страха, и не будут они печальны» (2:62).
В то же время отказ от веры в Судный день считается неверием: «Тот, кто не верует в Аллаха, Его ангелов, Его писания, Его посланников и в Судный день, впал в глубокое заблуждение» (4:136). Традиционно в догматической науке ислама используется различная аргументация возможности наступления Судного дня Коран. В этой связи богословы обычно ссылаются на историю из Корана о том, как язычник растер в руках старую кость и сдунув ее пыль в лицо пророка Мухаммада, спросил: «Кто сможет оживить эту кость, превратившуюся в пыль?» Соответственно на данный вопрос в Коране дается следующий ответ: «Скажи: “Оживит их тот, кто создал их в первый раз, и Он сведущ во всяком творении”» (36:79).
Суть данного аргумента заключается в том, что если Аллах сотворил этот мир однажды, то для Него не составит никакого труда, повторить воспроизвести данное творение второй раз. В данном случае коранический текст содержит в себе пример рациональной аргументации. В основных источниках ислама, Коране и сунне, богословы обнаружили около пятидесяти наименований Судного дня.
Они рассматриваются в различных трактах многих исламских ученых. Здесь мы приведем только наиболее часто употребляемые в религиозной литературе.
1) Йаум ал-ба‘с (День воскрешения после смерти),
2) Йаум ал-кийама (День восстания (из могил)),
3) Йаум ал-фасл (День разделения),
4) Йаум ал-хисаб (День расчета),
5) Ал-Кариг‘а (Стучащая (в сердца своими ужасами)),
6) ас-Са‘а (Час),
7) Йаум ад-дин (День суда),
8) Йаум ат-талак (День встречи),
9) Йаум ал-хулуд (День вечности),
10) Дар ал-ахира (Обитель последующей жизни),
11) Йаум ал-хасра (День печали),
12) Йаум ал-фатх (День победы),
13) Йаум ал-джам‘ (День сбора),
14) Йаум ат- тагабун (День взаимного обмана),
15) Йаум ал-хурудж (День выхода (из могил)),
16) Йаум ат-танад (День зова).
Islam-Today