Наши мечети – это дома Аллаха, атмосфера которых наполняет нас счастьем и волнением. Наши сердца так же можно сравнить с домом Аллаха, так как ими мы поминаем Аллаха и размышляем о Нем. Наши сердца всегда обращены к Аллаху, и Он смотрит на них. Поэтому и вне мечетей мы должны стыдиться пустых и бессмысленных разговоров.
Если рассматривать мечети с точки зрения общественного права поклонения, то необходимо проявлять уважение к религиозным чувствам каждого верующего, приходящего туда, и стараться не причинять беспокойства другим. В мечетях можно говорить, если это действительно необходимо. Любой вопрос, имеющий значение для общества или религии, можно обсуждать в мечети, как и в любом другом месте. Во времена сподвижников мечети были одним из главных мест, где обсуждались религиозные, общественные, политические и военные вопросы.
Однако с увеличением населения и появлением различных административных зданий и структур, многие обязанности были возложены именно на эти структуры, а мечети стали использоваться исключительно для совершения поклонения. Как мы уже говорили, в мечетях разрешено разговаривать при условии, что это не пустая болтовня. Но в мечетях нельзя громко разговаривать и смеяться, так как это причиняет беспокойство тем, кто занят поклонением. Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) советовал считать мечети «своим домом», так как там человек обретает душевное спокойствие.
Например, в риваяте, переданном от Анаса (радыйаллаху анху), сообщается, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Пустые разговоры и громкий смех в мечети являются причиной мрака в могиле» (Джамиус-Сагир 2/2555). Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) разделял смех, соответствующий адабу, и громкий хохот, служивший признаком неуважения. В риваяте, переданном от Хасана аль-Басри, сообщается, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Существует два вида смеха, одним из них Аллах доволен, а другой вызывает Его гнев. Смех, которым доволен Аллах, – это смех радости, когда верующий встречает своего брата, и который наполнен любовью.
А смех, который вызывает гнев Аллаха, – это смех причиняющий неудобство другим; издевательский смех; смех над грубыми и непристойными шутками. Таким образом, те, кто издевается над другими, будут брошены в Ад, на глубину семидесяти лет падения» (Джамиус-Сагир 2/2556). Таким образом, находясь в мечети, прежде всего, следует сосредоточиться на поклонении и избегать пустых и бессмысленных разговоров.
Islam-Today