Тема дуа и ее взаимоотношения с судьбой очень важная, поскольку вокруг нее существует определенная путаница. Некоторые люди задают вопрос: «Если все уже предопределено, то зачем просить о чем-либо в дуа? Если Аллах предписал что-либо, то это будет и без совершения дуа, а что не предписано не будет, сколько бы человек не делал дуа».
Ответ на этот вопрос заключается в понимании, что итог всего зависит от усилий, которые человек прилагает для его достижения. Другими словами, например, предопределено, что из семени вырастет дерево и даст плоды, но этого не произойдёт, если садовник не посадит семя, не будет поливать и орошать землю. Даже если человек верит в божественное предопределение, он должен стремится что есть сил к достижению поставленной цели. И дуа является средством, которое помогает достичь цели, и это ни коим образом не противоречит понятию судьбы, которая была предписана человеку. В хадисе Посланника Аллаха (мир ему) сказано: «Не продлевает жизнь человека ничего, кроме доброты, и ничего не отвращает предопределение, кроме мольбы. Человек лишается пропитания (ризкъа) из-за греха, который он совершил».
Другими словами, совершение благих деяний является причиной увеличения жизни. И если человек прилагает нужные усилия, и достигнет своей цели, это также уже предопределено и предначертано. Получается, что, как и средства достижения цели, обретение ее уже предписано божественным предопределением. Может возникнуть следующий вопрос: может ли дуа предотвратить божественное определение?
Тот факт, что с вами случится что-либо уже предопределено Аллахом, также как и то что человек будет просить об этом. Во многих хадисах есть объяснение данного положения: «Осторожность не имеет пользы перед божественным предопределением, но дуа имеет пользу для каждой вещи. Поэтому, я советую вам совершать дуа, рабы Аллаха». Каким бы осторожным не был человек, он не может избежать того, что ему предписано, только потому что все в руках Аллаха, и Он управляет всем и ничего не остается без его ведома.
Тем не менее, обращаясь к Всевышнему посредством дуа, есть возможность предотвратить определенные события, и даже это уже было предопределено. «Не продлевает жизнь человека ничего, кроме доброты, и ничего не отвращает предопределение, кроме мольбы. Человек лишается пропитания (ризкъа) из-за греха, который он совершил». Тем самым, тот факт, что судьба человека предопределена, не может быть использован как оправдание, чтобы не совершать дуа. Так же, как человек стремится к восполнению своих потребностей и нужд, с духовной стороны он должен стремится к достижению своей цели. Дуа и есть часть предопределения, ведь Аллах Всевышний знает все наперед. Аллах уже знает, что будет даровано человеку, и чего он будет лишен.
Вдобавок, стоит отметить, что знание человека ограничено, он никогда в полной мере не сможет понять концепцию судьбу и ее тонкую материю, это для Аллаха. А от нас требуется только поклонение.
Islam-Today