«Поистине, дозволенное очевидно и запретное очевидно, а между ними находится сомнительное, относительно которого многие люди ясного представления не имеют. Остерегающийся сомнительного освобождается (от него) ради (сохранения) своей религии и своей чести, а занимающийся сомнительным придёт и к совершению запретного, ибо он подобен пастуху, пасущему около заповедного места своё стадо, которое вот-вот окажется там.
Каждый владыка обязательно имеет такое заповедное место, а заповедным местом Аллаха является то, что Он запретил людям. Поистине, есть в теле человека кусочек плоти, который, будучи хорошим, делает хорошим и всё тело, а будучи негодным, приводит в негодность и всё тело, и, поистине, [таким] кусочком является сердце».
Этот хадис занимает весьма важное место и заключает в себе много пользы. Многие говорили, что он составляет собой треть Ислама, а Абу Дауд сказал: «Четверть». Однако тот, кто вникнет в его смысл, увидит, что он охватывает весь Ислам в целом, поскольку толкует отношение к дозволенному, запретному и сомнительному. Кроме того, в нём объясняется, что приводит сердце в порядок и что его развращает, а всё вышеупомянутое требует познания установлений Шариата, его основ и ответвлений. Это и служит основой благочестия и подразумевает отказ от сомнительного. Дозволенное очевидно, и запретное очевидно, а между первым и вторым находятся сомнительные дела.
Ан-Навави сказал: «Это значит, что все дела разделяются на три категории. К первой относится явно дозволенное, дозволенность которого не остаётся скрытой от человека. Примером могут служить такие действия, как употребление в пищу хлеба, произнесение слов, ходьба и т. д. Ко второй имеет отношение явно запретное, например, употребление вина, совершение прелюбодеяния и тому подобные действия. Что же касается сомнительного, то имеются виду такие действия, дозволенность или запретность которых не очевидна, в силу чего многие люди не имеют о них представления, тогда как ученые судят о действиях такого рода на основании определённых аятов Корана либо хадисов Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует) или приходят к определённым выводам на основании суждении по аналогии (кыяс).
Если же что-либо занимает промежуточное положение между дозволенным и запретным, и относительно этого нет чётких указаний в Коране и Сунне, и единодушное мнение ученых по данному вопросу не выработано, тогда осуществляется самостоятельный поиск решения и делается вывод о дозволенности или запретности этого на основании соответствующих указаний Шариата». Отказ от сомнительного – это признак благочестия. Примером может служить отказ от поддержания деловых контактов с таким человеком, происхождение богатства которого либо внушает сомнения либо имеет отношение к ростовщичеству, или с человеком, часто совершающим такие дозволенные действия, от которых предпочтительнее было бы воздержаться. Дозволенное очевидно, и запретное очевидно, а между первым и вторым находятся сомнительные дела. Ан-Навави сказал: «Это значит, что все дела разделяются на три категории. К первой относится явно дозволенное, дозволенность которого не остаётся скрытой от человека. Примером могут служить такие действия, как употребление в пищу хлеба, произнесение слов, ходьба и т. д. Ко второй имеет отношение явно запретное, например, употребление вина, совершение прелюбодеяния и тому подобные действия. Что же касается сомнительного, то имеются виду такие действия, дозволенность или запретность которых не очевидна, в силу чего многие люди не имеют о них представления, тогда как ученые судят о действиях такого рода на основании определённых аятов Корана либо хадисов Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует) или приходят к определённым выводам на основании суждении по аналогии (кыяс). Если же что-либо занимает промежуточное положение между дозволенным и запретным, и относительно этого нет чётких указаний в Коране и Сунне, и единодушное мнение ученых по данному вопросу не выработано, тогда осуществляется самостоятельный поиск решения и делается вывод о дозволенности или запретности этого на основании соответствующих указаний Шариата». Отказ от сомнительного – это признак благочестия. Здоровое сердце – это признак того, что человек относится к числу преуспевающих пред Аллахом, так как Всевышний Аллах сказал (смысл): «...в тот День, когда не принесёт пользы ни богатство, ни сыновья, а (преуспеет) лишь тот, кто явится к Аллаху со здравым сердцем» (26:88-89).
Сообщается, что, обращаясь к Аллаху со своими мольбами, Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) часто говорил: «О Аллах, поистине, я молю Тебя (сделать моё) сердце здравым!» Ибн Раджаб сказал: «Здоровое сердце есть сердце, свободное от недугов и всего порицаемого. В таком сердце нет ничего, кроме любви к Аллаху, страха перед Ним и страха перед тем, что удаляет от Него». Ибн Раджаб также сказал: «Праведность дел сердца неизбежно приводит и к тому, что дела, совершаемые различными частями тела, также становятся праведными. Если сердце праведно и в нём не остаётся ничего, кроме Воли Аллаха и желания делать то, чего желает Он, то и другие части тела будут заниматься лишь угодным Аллаху, спеша ко всему угодному Ему и прекращая совершать неугодное и внушающее опасения, что Аллах этого не одобрит, если человек и не убеждён в этом».
Этот хадис указывает на необходимость побуждения к совершению дозволенного, отстранению от запретного, отказу от сомнительного, сохранению религии и чести и воздержанию от всего того, что может вызывать у людей дурные мысли и приводить к тому, чего следует остерегаться. Это призыв к совершенствованию силы разума и внутреннему самосовершенствованию, что и представляет собой совершенствование сердца.
Islam-Today