Хадис, заключающий в себе треть Ислама

Хадис, заключающий в себе треть Ислама

User Rating: 5 / 5

Star ActiveStar ActiveStar ActiveStar ActiveStar Active
 

«Поистине, дозволенное очевидно и запретное очевидно, а между ними находится сомнительное, относительно которого многие люди ясного представления не имеют. Остерегающийся сомнительного освобождается (от него) ради (сохранения) своей религии и своей чести, а занимающийся сомнительным придёт и к совершению запретного, ибо он подобен пастуху, пасущему около заповедного места своё стадо, которое вот-вот окажется там.

Каждый владыка обязательно имеет такое заповедное место, а заповедным местом Аллаха является то, что Он запретил людям. Поистине, есть в теле человека кусочек плоти, который, будучи хорошим, делает хорошим и всё тело, а будучи негодным, приводит в негодность и всё тело, и, поистине, [таким] кусочком является сердце».

Этот хадис занимает весьма важное место и заключает в себе много пользы. Многие говорили, что он составляет собой треть Ислама, а Абу Дауд сказал: «Четверть». Однако тот, кто вникнет в его смысл, увидит, что он охватывает весь Ислам в целом, поскольку толкует отношение к дозволенному, запретному и сомнительному. Кроме того, в нём объясняется, что приводит сердце в порядок и что его развращает, а всё вышеупомянутое требует познания установлений Шариата, его основ и ответвлений. Это и служит основой благочестия и подразумевает отказ от сомнительного. Дозволенное очевидно, и запретное очевидно, а между первым и вторым находятся сомнительные дела.

Ан-Навави сказал: «Это значит, что все дела разделяются на три категории. К первой относится явно дозволенное, дозволенность которого не остаётся скрытой от человека. Примером могут служить такие действия, как употребление в пищу хлеба, произнесение слов, ходьба и т. д. Ко второй имеет отношение явно запретное, например, употребление вина, совершение прелюбодеяния и тому подобные действия. Что же касается сомнительного, то имеются виду такие действия, дозволенность или запретность которых не очевидна, в силу чего многие люди не имеют о них представления, тогда как ученые судят о действиях такого рода на основании определённых аятов Корана либо хадисов Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует) или приходят к определённым выводам на основании суждении по аналогии (кыяс).

Если же что-либо занимает промежуточное положение между дозволенным и запретным, и относительно этого нет чётких указаний в Коране и Сунне, и единодушное мнение ученых по данному вопросу не выработано, тогда осуществляется самостоятельный поиск решения и делается вывод о дозволенности или запретности этого на основании соответствующих указаний Шариата». Отказ от сомнительного – это признак благочестия. Примером может служить отказ от поддержания деловых контактов с таким человеком, происхождение богатства которого либо внушает сомнения либо имеет отношение к ростовщичеству, или с человеком, часто совершающим такие дозволенные действия, от которых предпочтительнее было бы воздержаться. Дозволенное очевидно, и запретное очевидно, а между первым и вторым находятся сомнительные дела. Ан-Навави сказал: «Это значит, что все дела разделяются на три категории. К первой относится явно дозволенное, дозволенность которого не остаётся скрытой от человека. Примером могут служить такие действия, как употребление в пищу хлеба, произнесение слов, ходьба и т. д. Ко второй имеет отношение явно запретное, например, употребление вина, совершение прелюбодеяния и тому подобные действия. Что же касается сомнительного, то имеются виду такие действия, дозволенность или запретность которых не очевидна, в силу чего многие люди не имеют о них представления, тогда как ученые судят о действиях такого рода на основании определённых аятов Корана либо хадисов Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует) или приходят к определённым выводам на основании суждении по аналогии (кыяс). Если же что-либо занимает промежуточное положение между дозволенным и запретным, и относительно этого нет чётких указаний в Коране и Сунне, и единодушное мнение ученых по данному вопросу не выработано, тогда осуществляется самостоятельный поиск решения и делается вывод о дозволенности или запретности этого на основании соответствующих указаний Шариата». Отказ от сомнительного – это признак благочестия. Здоровое сердце – это признак того, что человек относится к числу преуспевающих пред Аллахом, так как Всевышний Аллах сказал (смысл): «...в тот День, когда не принесёт пользы ни богатство, ни сыновья, а (преуспеет) лишь тот, кто явится к Аллаху со здравым сердцем» (26:88-89).

Сообщается, что, обращаясь к Аллаху со своими мольбами, Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) часто говорил: «О Аллах, поистине, я молю Тебя (сделать моё) сердце здравым!» Ибн Раджаб сказал: «Здоровое сердце есть сердце, свободное от недугов и всего порицаемого. В таком сердце нет ничего, кроме любви к Аллаху, страха перед Ним и страха перед тем, что удаляет от Него». Ибн Раджаб также сказал: «Праведность дел сердца неизбежно приводит и к тому, что дела, совершаемые различными частями тела, также становятся праведными. Если сердце праведно и в нём не остаётся ничего, кроме Воли Аллаха и желания делать то, чего желает Он, то и другие части тела будут заниматься лишь угодным Аллаху, спеша ко всему угодному Ему и прекращая совершать неугодное и внушающее опасения, что Аллах этого не одобрит, если человек и не убеждён в этом».

Этот хадис указывает на необходимость побуждения к совершению дозволенного, отстранению от запретного, отказу от сомнительного, сохранению религии и чести и воздержанию от всего того, что может вызывать у людей дурные мысли и приводить к тому, чего следует остерегаться. Это призыв к совершенствованию силы разума и внутреннему самосовершенствованию, что и представляет собой совершенствование сердца.

Islam-Today

ҚҰРМЕТТІ ОҚЫРМАН! ОСЫ ТАҚЫРЫПҚА БАЙЛАНЫСТЫ ПІКІРІҢІЗДІ БӨЛІСЕ ОТЫРЫҢЫЗ.
Жаңалықтардың астында қалдырылған комментарийлер мазмұны asyldin.kz рухани ағарту порталында редакцияланбайды. Сайт комментарийлердің пішіні мен мазмұнына жауап бермейді. Пікір білдірерде тәртіп сақтауды сұраймыз!
пікірлер (0)

Оқи отырыңыз: