Следуйте этим трем пунктам и сладость веры не заставит себя ждать

Следуйте этим трем пунктам и сладость веры не заставит себя ждать

User Rating: 5 / 5

Star ActiveStar ActiveStar ActiveStar ActiveStar Active
 

Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал: «Сладость веры ощутит тот, кто отличается тремя качествами: любит Аллаха и Его Посланника больше, чем все остальное, любит человека только ради Аллаха и не желает возвращаться к неверию так же, как не желает быть ввергнутым в огонь».

Комментарий к хадису

Проблема духовности особенно актуальна в наше время, когда на фоне растущей религиозности населения наблюдается всё большее отступление от традиционных нравственно-этических ценностей. Ан-Навави сказал: «Это великий хадис, одна из основ Ислама».

Этот замечательный хадис раскрывает такие важные понятия, как любовь к Аллаху и Его Посланнику (да благословит его Аллах и да приветствует), взаимная любовь между мусульманами, твердость веры и необходимость крепко держаться за нее, ненависть к неверию и его сторонникам и достижение такой степени презрения к неверию, что человек предпочтет быть брошенным в огонь, чем стать неверующим.

Любовь в исламе в её чистом виде является частью поклонения Всевышнему, единственной цели человеческой жизни. Поклонение выражается в двух взаимодополняющих элементах: высшем смирении и высшей любви. Посланник (да благословит его Аллах и да приветствует) разъяснил, что мусульманин ощущает сладость веры лишь благодаря своей любви к Аллаху и что любовь к Нему — это основа, а упомянутые в хадисе любовь к Его Посланнику (да благословит его Аллах и да приветствует), любовь к Его приближённым и неприязнь к неверию связаны с этой основой.

И презрение к неверию в данном случае доказывает любовь к Аллаху, подобно тому как отрицание некоего суждения доказывает обратное. Ценность веры (имана) и Ислама невозможно измерить. Но и они имеют разную степень. Одни люди выполняют возложенные на них обязанности в наименьшем объеме, а другие, преисполнившись вдохновением, любовью и воодушевлением, стараются выполнять как можно больше из возложенного на них и наилучшим образом. Сердце таких людей, воистину, познало дух веры и сладость веры. Они выполняют повеления Аллаха и Его Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует) с любовью и великим желанием.

Прежде всего, они обеспокоены обретением довольства Аллаха и Его Посланника. Они не продают свою веру ради мирской корысти. Будущая жизнь для них важнее этого мира. Сподвижники нашего Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует), которые находились на вершине этого вдохновения, на любую просьбу Посланника (да благословит его Аллах и да приветствует) Аллаха отвечали: «Да будут мои мать, отец, моя душа жертвой за тебя, о Посланник Аллаха!». В сущности, и Всевышний Аллах требует, чтобы любовь к Нему проявлялась в такой же форме. Священный аят призывает (смысл): «Скажи: Если ваши отцы, и ваши сыновья, и ваши братья, и ваши супруги, и ваша семья, и имущество, которое вы приобрели, милее вам, чем Аллах и Его Посланник и борьба на Его пути, то выжидайте, пока придет Аллах со Своим повелением. А Аллах не ведет народа распутного!» (9:24) Любовь к Аллаху прежде всего выражается в любви к Его Посланнику (да благословит его Аллах и да приветствует), посредством которого Аллах вывел людей из мрака к свету и передал им Свои предписания. Поэтому о любви к Пророку (да благословит его Аллах и да приветствует) в хадисе говорится наряду с любовью к Аллаху: «…кто любит Аллаха и Его посланника больше, чем всё остальное…».

Любовь к Аллаху также требует от мусульманина любить того, кто любит Аллаха и ищет Его довольства. Об этом говорится в хадисе после упоминания о любви к Аллаху и Его посланнику: «…кто любит людей только ради Аллаха…». Любовь к людям ради Аллаха определяется их близостью к Нему, а близость к Нему достигается благодаря покорности Ему и богоугодным деяниям. Чем сильнее покорность раба Господу, тем ближе он к Нему и тем сильнее любовь, которую питают к нему верующие. Но если раб совершает грехи, отдаляясь от своего Господа, то любовь к нему сменяется противоположным чувством: из-за его отдаления от Аллаха верующие испытывают к нему неприязнь.

Любить можно как самих людей, так и их поступки. На это указывает упомянутое в нашем замечательном хадисе третье качество, позволяющее ощутить сладость веры: «…кто не желает возвращаться к неверию так же, как не желает быть ввергнутым в огонь». Как неверие вызывает у верующего высшую ненависть, так ересь и неповиновение вызывают у него ненависть и неприязнь. Причём, чем тяжелее и безобразнее эти качества, тем сильнее должна быть неприязнь к ним. И, наоборот, вера и подчинение Аллаху пробуждают у мусульман любовь по отношению к тому, кто обладает этими качествами. Богоугодные деяния и набожное поведение всегда заслуживают любовь верующих. Имам аль-Байдави сказал: «Эти три качества стали символом совершенства веры, ибо если человек понял, что Истинный Благодетель — это Всевышний Аллах, что никто, кроме Него, не способен одарить или лишить и что только Посланник (да благословит его Аллах и да приветствует) мог разъяснить предписания Господа, то он всецело обратится к Нему. И тогда он станет любить лишь то, что любит Он, и любить лишь ради Него и обретёт убеждённость в том, что все Его обещания и угрозы — непреложная истина. Всё обещанное станет для него реальностью. Собрания, где поминают Аллаха, станут для него райскими садами, а возвращение к неверию будет для него равнозначно попаданию в огонь». Мусульманин, познавший вкус веры, проникнется ясным пониманием, что вера ведет в Рай, а неверие – в Ад. Он будет усердно остерегаться того, что отдаляет его от довольства Аллаха, и прилагать все силы к тому, чтобы уберечься от ошибок, грехов и небрежения.

Условия для обретения в сердце сладости веры Абдуллах ибн Мас’уд (да будет доволен им Аллах) говорит так: «Кто обладает этими тремя качествами, тот испытает сладость веры: даже будучи правым, не вступает в пререкания, даже в шутку не лжет и всегда помнит, что все, предопределенное ему Аллахом, обязательно его постигнет, а что не предопределено – не случится никогда». Качества правоверных, которые ощущают в сердце сладость веры, описаны в суре «Трофеи» (смысл): «…Так страшитесь же Аллаха, будьте в ладу между собой, повинуйтесь Аллаху и Его Посланнику, если вы – верующие. Верующие – это только те, сердца которых испытывают страх при упоминании Аллаха; у которых, когда им произносят Его аяты, приумножается их вера; которые уповают на своего Господа; которые совершают обрядовую молитву (салят) и приносят жертвоприношения из того, что Мы дали им в удел» (8:1-3).

Некоторые из качеств этих рабов Аллаха, обретших спокойствие и удовлетворенность, так описываются в суре «Различение» (смысл): «Рабы Милостивого – это те, которые ступают по земле смиренно, а когда невежды обращаются к ним, говорят: Мир! - те, которые проводят ночи, падая ниц и представая перед Господом своим» (25:63-64). «Те, которые, когда их наставляют аятами Господа, не падают [наземь] слепыми и глухими к этим [аятам]» (25:73). Еще одним условием для обретения в сердце сладости веры является отказ от грехов, которые кажутся такими сладостными и приятными, но в действительности представляют собой отраву и скверну. Об этом так сказал Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) в одном своем хадисе: «Если взор человека привлечет красота какой-то женщины, но он тут же отведет взгляд, то Аллах пожалует ему вознаграждение, как за поклонение, привносящее сладость в сердце».

Islam-Today

ҚҰРМЕТТІ ОҚЫРМАН! ОСЫ ТАҚЫРЫПҚА БАЙЛАНЫСТЫ ПІКІРІҢІЗДІ БӨЛІСЕ ОТЫРЫҢЫЗ.
Жаңалықтардың астында қалдырылған комментарийлер мазмұны asyldin.kz рухани ағарту порталында редакцияланбайды. Сайт комментарийлердің пішіні мен мазмұнына жауап бермейді. Пікір білдірерде тәртіп сақтауды сұраймыз!
пікірлер (0)

Оқи отырыңыз: