Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал: «Сладость веры ощутит тот, кто отличается тремя качествами: любит Аллаха и Его Посланника больше, чем все остальное, любит человека только ради Аллаха и не желает возвращаться к неверию так же, как не желает быть ввергнутым в огонь».
Комментарий к хадису
Проблема духовности особенно актуальна в наше время, когда на фоне растущей религиозности населения наблюдается всё большее отступление от традиционных нравственно-этических ценностей. Ан-Навави сказал: «Это великий хадис, одна из основ Ислама».
Этот замечательный хадис раскрывает такие важные понятия, как любовь к Аллаху и Его Посланнику (да благословит его Аллах и да приветствует), взаимная любовь между мусульманами, твердость веры и необходимость крепко держаться за нее, ненависть к неверию и его сторонникам и достижение такой степени презрения к неверию, что человек предпочтет быть брошенным в огонь, чем стать неверующим.
Любовь в исламе в её чистом виде является частью поклонения Всевышнему, единственной цели человеческой жизни. Поклонение выражается в двух взаимодополняющих элементах: высшем смирении и высшей любви. Посланник (да благословит его Аллах и да приветствует) разъяснил, что мусульманин ощущает сладость веры лишь благодаря своей любви к Аллаху и что любовь к Нему — это основа, а упомянутые в хадисе любовь к Его Посланнику (да благословит его Аллах и да приветствует), любовь к Его приближённым и неприязнь к неверию связаны с этой основой.
И презрение к неверию в данном случае доказывает любовь к Аллаху, подобно тому как отрицание некоего суждения доказывает обратное. Ценность веры (имана) и Ислама невозможно измерить. Но и они имеют разную степень. Одни люди выполняют возложенные на них обязанности в наименьшем объеме, а другие, преисполнившись вдохновением, любовью и воодушевлением, стараются выполнять как можно больше из возложенного на них и наилучшим образом. Сердце таких людей, воистину, познало дух веры и сладость веры. Они выполняют повеления Аллаха и Его Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует) с любовью и великим желанием.
Прежде всего, они обеспокоены обретением довольства Аллаха и Его Посланника. Они не продают свою веру ради мирской корысти. Будущая жизнь для них важнее этого мира. Сподвижники нашего Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует), которые находились на вершине этого вдохновения, на любую просьбу Посланника (да благословит его Аллах и да приветствует) Аллаха отвечали: «Да будут мои мать, отец, моя душа жертвой за тебя, о Посланник Аллаха!». В сущности, и Всевышний Аллах требует, чтобы любовь к Нему проявлялась в такой же форме. Священный аят призывает (смысл): «Скажи: Если ваши отцы, и ваши сыновья, и ваши братья, и ваши супруги, и ваша семья, и имущество, которое вы приобрели, милее вам, чем Аллах и Его Посланник и борьба на Его пути, то выжидайте, пока придет Аллах со Своим повелением. А Аллах не ведет народа распутного!» (9:24) Любовь к Аллаху прежде всего выражается в любви к Его Посланнику (да благословит его Аллах и да приветствует), посредством которого Аллах вывел людей из мрака к свету и передал им Свои предписания. Поэтому о любви к Пророку (да благословит его Аллах и да приветствует) в хадисе говорится наряду с любовью к Аллаху: «…кто любит Аллаха и Его посланника больше, чем всё остальное…».
Любовь к Аллаху также требует от мусульманина любить того, кто любит Аллаха и ищет Его довольства. Об этом говорится в хадисе после упоминания о любви к Аллаху и Его посланнику: «…кто любит людей только ради Аллаха…». Любовь к людям ради Аллаха определяется их близостью к Нему, а близость к Нему достигается благодаря покорности Ему и богоугодным деяниям. Чем сильнее покорность раба Господу, тем ближе он к Нему и тем сильнее любовь, которую питают к нему верующие. Но если раб совершает грехи, отдаляясь от своего Господа, то любовь к нему сменяется противоположным чувством: из-за его отдаления от Аллаха верующие испытывают к нему неприязнь.
Любить можно как самих людей, так и их поступки. На это указывает упомянутое в нашем замечательном хадисе третье качество, позволяющее ощутить сладость веры: «…кто не желает возвращаться к неверию так же, как не желает быть ввергнутым в огонь». Как неверие вызывает у верующего высшую ненависть, так ересь и неповиновение вызывают у него ненависть и неприязнь. Причём, чем тяжелее и безобразнее эти качества, тем сильнее должна быть неприязнь к ним. И, наоборот, вера и подчинение Аллаху пробуждают у мусульман любовь по отношению к тому, кто обладает этими качествами. Богоугодные деяния и набожное поведение всегда заслуживают любовь верующих. Имам аль-Байдави сказал: «Эти три качества стали символом совершенства веры, ибо если человек понял, что Истинный Благодетель — это Всевышний Аллах, что никто, кроме Него, не способен одарить или лишить и что только Посланник (да благословит его Аллах и да приветствует) мог разъяснить предписания Господа, то он всецело обратится к Нему. И тогда он станет любить лишь то, что любит Он, и любить лишь ради Него и обретёт убеждённость в том, что все Его обещания и угрозы — непреложная истина. Всё обещанное станет для него реальностью. Собрания, где поминают Аллаха, станут для него райскими садами, а возвращение к неверию будет для него равнозначно попаданию в огонь». Мусульманин, познавший вкус веры, проникнется ясным пониманием, что вера ведет в Рай, а неверие – в Ад. Он будет усердно остерегаться того, что отдаляет его от довольства Аллаха, и прилагать все силы к тому, чтобы уберечься от ошибок, грехов и небрежения.
Условия для обретения в сердце сладости веры Абдуллах ибн Мас’уд (да будет доволен им Аллах) говорит так: «Кто обладает этими тремя качествами, тот испытает сладость веры: даже будучи правым, не вступает в пререкания, даже в шутку не лжет и всегда помнит, что все, предопределенное ему Аллахом, обязательно его постигнет, а что не предопределено – не случится никогда». Качества правоверных, которые ощущают в сердце сладость веры, описаны в суре «Трофеи» (смысл): «…Так страшитесь же Аллаха, будьте в ладу между собой, повинуйтесь Аллаху и Его Посланнику, если вы – верующие. Верующие – это только те, сердца которых испытывают страх при упоминании Аллаха; у которых, когда им произносят Его аяты, приумножается их вера; которые уповают на своего Господа; которые совершают обрядовую молитву (салят) и приносят жертвоприношения из того, что Мы дали им в удел» (8:1-3).
Некоторые из качеств этих рабов Аллаха, обретших спокойствие и удовлетворенность, так описываются в суре «Различение» (смысл): «Рабы Милостивого – это те, которые ступают по земле смиренно, а когда невежды обращаются к ним, говорят: Мир! - те, которые проводят ночи, падая ниц и представая перед Господом своим» (25:63-64). «Те, которые, когда их наставляют аятами Господа, не падают [наземь] слепыми и глухими к этим [аятам]» (25:73). Еще одним условием для обретения в сердце сладости веры является отказ от грехов, которые кажутся такими сладостными и приятными, но в действительности представляют собой отраву и скверну. Об этом так сказал Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) в одном своем хадисе: «Если взор человека привлечет красота какой-то женщины, но он тут же отведет взгляд, то Аллах пожалует ему вознаграждение, как за поклонение, привносящее сладость в сердце».
Islam-Today