В ханафитском мазхабе намазы не объединяются, исключением является лишь совершение хаджа. Поэтому те представители ханафитского мазхаба, которые в пути объединяют свои намазы, следуют в этом вопросе шафиитскому мазхабу.
Так как по мнению шафиитского мазхаба причиной объединения намаза является путешествие, а по мнению ханафитского мазхаба, причиной объединения намазов является хадж. В риваятах сообщается, что помимо пребывания на Арафате и в Муздалифе, посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) совмещал свои намазы во время некоторых путешествий и военных походов.
Салим ибн Абдуллах передает, что его отец говорил: «Когда находясь в пути посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) спешил, то он откладывал вечерний намаз, а затем, совершал его вместе с ночным намазом» (Муслим, Мусафирин, 45).
Передается от Муаза ибн Джабаля (радыйаллаху анху): «мы отправились вместе с посланником Аллаха в поход на Табук. Во время него посланник Аллаха совершал полуденный намаз вместе с послеполуденным, а вечерний вместе с ночным» (Муслим, II/10; Абу Давуд, I/285). Эти, и им подобные хадисы, алимы Ханафитского мазхаба толковали следующим образом: Первый намаз посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) совершал в самом конце его времени, а второй намаз он совершал в самом начале его времени. Таким образом, каждый из намазов он совершал в свое время.
Это мнение подкрепляется риваятом Ибн Аббаса (радыйаллаху анху) в котором говорится: «Находясь в Медине, когда не было ни дождя, ни страха, посланник Аллаха совершил вместе полуденный и послеполуденный намазы, а так же вечерний и ночной». Когда у Ибн Аббаса (радыйаллаху анху) спросили, зачем посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) так делал, он ответил: «Этим он хотел избавить общину от трудностей» (Муслим).
Ни один из алимов Ислама не никогда не говорил о дозволенности совмещения намазов вне путешествия. Поэтому из этого риваята Ибн Аббаса, становится ясно, что посланник Аллаха откладывал первый намаз на конец его времени, а второй намаз совершал в самом начале его времени. Из этого следует, что совмещение намазов на Арафате и в Муздалифе было лишь видимым, то есть там один намаз совершался в самом конце своего времени, а другой намаз в самом начале времени.
Таким образом, если человек находится в пути, болен или оказался в ином затруднительном положении, то он может отложить полуденный намаз на конец его времени, а послеполуденный совершить в самом начале его времени, то же самое касается вечернего и ночного намазов. Таким образом, человек совершает сразу как бы два намаза, но в то же время каждый из этих намазов совершается в свое время. Это является облегчением для мусульман.
Islam-Today