В хадисах относительно земного поклона – суджуда – сказано:
«Когда сын Адама читает аяты суджуда, и совершает земной поклон, шайтан плача отступает от него и приговаривает: «Горе мне! Сыну Адама было велено совершить суджуд, и он совершил его, и ему уготован Рай. Мне так же было велено совершить суджуд, но я ослушался, и мне уготован Ад».
В другом хадисе сказано: «Поистине, моя умма будет вызвана в Судный день с сияющей белизной на лбу от совершения земного поклона, и сиянием на руках и ногах от следов омовения».
В положении суджуда следует читать много дуа. Тем не менее, согласно сунне, во время совершения дуа следует поднимать руки.
Вне намаза, Посланник Аллаха (мир ему) предписал совершать суджуд в следующих случаях:
Суджут-тилява (земной поклон во время чтения) – этот поклон совершается во время чтения определенных аятов Корана.
Суджут аль-шукр (саджда благодарности) – этот земной поклон совершается при выражении благодарности Всевышнему. Пророк (мир ему) совершал данный поклон тогда, когда он получал хорошие известия. Также делали сподвижники пророка.
Также согласно хадису, любую часть Корана запрещено читать в положении земного поклона.
«Я запрещаю читать Коран в поясном и земном поклонах! Что касается поясного поклона, то возвеличивайте Всевышнего Господа в нем, что же касается земного поклона, то почаще обращайтесь к Аллаху с мольбами в таком состоянии».
Али ибн Аби Талиб передал в другом хадисе: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запретил мне читать Коран во время совершения поясного или земного поклона».
Пророк Мухаммад (мир ему) призывал к произнесению аль-азкара во время поклона и произносению молитвы. Несмотря на запрет чтения Корана в положения суджуда, многие ученые согласны в том, что разрешается читать аяты, которые содержат дуа, так как намерением в таком случае является совершение дуа, а не чтение Корана.
Дуа, совершаемое во время земного поклона:
Аллахумма лякя саджадту ва бике аманту ва лякя аслямту. Саджада вэджхия лиллязи халякаху ва саввараху ва шакка сам’аху ва баса-раху. Табаракеллаху ахса нуль-хал и кын.
«Боже, перед Тобой я пал ниц, в Тебя уверовал и Тебе смирился. Пало лицо мое ниц перед Тем, Который создал Его, придал ему образ, прорезал зрение на нем и слух. Благодатен Аллах — Лучший из создателей!».
Сайда Хайат