Полезные ископаемые, сокрытые в земле, а так же клады, спрятанные в землю, называются «риказ».
Что касается кладов, то они делятся на три вида:
1) Клад принадлежащий мусульманам: Это определяется наличием каких-либо знаков, которые бы указывали на Ислам. Например, гравировка слов шахады на ювелирных изделиях или монетах. В отношении таких кладов действует такой же хукм, как и в отношении потерянных вещей. Если человек, нашедший такой клад, является бедным, то он может взять его себе. Если же нашедший является богатым человеком, то он должен либо раздать найденное нуждающимся, либо передать этот клад в государственную казну.
2) Клад времен джахилии: Это определяется наличием знаков, указывающих на принадлежность этого клада к этому периоду. Например, наличие на украшениях или монетах имен идолов. Человек, нашедший такой клад, должен передать государству 1/5 его часть. Остальная же часть принадлежит собственнику земли. Если у земли, где был найден клад нет собственника, то в этом случае оставшаяся часть клада принадлежит нашедшему. Если такой клад был найден в горах или в пустыне, то есть на территориях, которые никому не принадлежат, то в этом случае так же необходимо выплатить 1/5 часть государству.
3) Сомнительный клад: Это клад, который лишен каких бы то ни было отличительных признаков. То есть невозможно точно определить, кому именно принадлежал этот клад, мусульманам или немусульманам. В соответствии с одним из мнений, на такой клад распространяется такой же хукм, как и на клады времен джахилии. В соответствии с другим мнением в отношении такого клада действует такой же хукм, как и в отношении потерянных вещей.
Что же касается жемчуга, денег или амбры, извлеченных со дна моря, то по мнению Абу Ханифы с них не выплачивается закят. Тогда как по мнению Абу Юсуфа 1/5 часть найденных на дне моря жемчуга, денег или амбры, необходимо отдать государству.
Islam-Today