В Исламском праве существует правило, которое гласит: «Нельзя отвечать злом на зло». Исходя из этого, за исключением случаев необходимой самообороны, отвечать назло равноценным злом запрещено. Так как в противном случае это приведет к самосуду, нарушению закона и как следствие к беспорядкам в обществе. Человек, которому было причинено зло, имеет право обратиться с иском в суд и потребовать компенсации.
Аллах Всевышний говорит в Куръане: «Воздаянием за зло является равноценное зло. Но если кто простит и установит мир, то его награда будет за Аллахом. Воистину, Он не любит беззаконников» (аш-Шура 42/40).
«Если вы подвергните их наказанию, то наказывайте их так, как они наказывали вас. Но если вы проявите терпение, то так будет лучше для терпеливых» (ан-Нахль 16/126).
Как следует из этих аятов, человек имеет право требовать равнозначного искупления, однако проявление в данном случае терпения, а так же прощение обидчика, является предпочтительным. Так как человек простивший причиненное ему зло, проявляет милость к своему обидчику, отказываясь от своего права на справедливость.
Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) никогда никому не мстил из-за личных обид, и то же самое завещал своим сподвижникам. В одном из хадисов сообщается:
«Если посланник Аллаха оказывался перед выбором, то он всегда выбирал то, что являлось более легким. И посланник Аллаха никогда не мстил никому, за исключением тех случаев, когда это касалось прав Аллаха и посягательством на то, что является харамом».
В риваяте переданном от Айши (радыйаллаху анха) сообщается: «Посланник Аллаха никогда не отвечал злом тем, кто причинял ему зло. Он всегда прощал своих обидчиков и никогда не пытался мстить им».
Исходя из вышесказанного, можно сказать, что утверждения о том, что в Исламе приветствуется месть, являются неправильными и необоснованными. Наоборот, Ислам призывает нас к прощению и к снисходительности.
Islam-Today