По преданию от Абу Катада (да будет им доволен Аллах) во время похода сахабы попросили Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сделать привал, ибо долгое время были уже в пути, а дело было ночью. На это Благословенный Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил:
- Я боюсь, что мы можем проспать время намаза!
- Я разбужу вас, - сказал Билаль (да будет им доволен Аллах), согласившийся остаться в качестве сторожевого.
Все легли спать, а охранявший их сон Биляль сам не заметил, как уснул. Проснувшись с восходом, Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) спросил Биляля:
- Почему ты не выполнил своего обещания?
- На меня снизошел такой сон, которого я никогда не испытывал, - ответил ему на это темнокожий сахаба.
- Всевышний Аллах забирает души когда пожелает, и возвращает их тогда, когда ему угодно. О, Биляль! Прочти азан чтобы собрать людей на намаз, - повелел Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует).
После этого принял омовение, а когда взошедшее солнце окончательно побелело, совершил намаз вместе с джамаатом. (Бухари, Муслим, Муватта, Абу дауд, Тирмизи, Насаи).
У имама Малики по преданию от Зайда ибнуль-Асляма (да будет им доволен Аллах) Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал Билялю:
- Несомненно, Аллах забирает наши души, и если пожелает, может вернуть ее нам в другое время.
Относительно вопроса, покидает ли душа тело во время сна, ‘Иззу бну Адис-Салям трактовал этот хадис следующим образом:
«В каждом теле есть две души. Первая – это рухуль-йаказа, которая находиться в теле, пока человек бодрствует. Во время сна эта душа покидает тело и видит сновидения.
Вторая душа – это рухуль-хаят, и по велению Всевышнего Аллаха, до тех пор, пока она пребывает в теле, человек живет, то есть, ест, спит, занимается активной жизнедеятельностью. Покинутое же душой тело умирает. Обе души расположены в теле человека, а их месторасположение ведомо лишь тем, кого просветил Аллах. Это схоже с нахождением в одном утробе матери двойняшек».
В качестве доказательства своих убеждений богослов приводит следующий аят Священного Корана:
«[Сообщая о полноте Своей власти, Господь миров продолжает.] Всевышний забирает души [из тел, процесс чего производится ангелом смерти и его помощниками по приказу Творца] в момент смерти и [частично умерщвляет, забирает души] спящих, которые еще не умерли [не настал срок их смерти, потому они просыпаются, пробуждаются]. Забирает [безвозвратно] ту, момент смерти которой наступил, а другую отпускает для завершения своего жизненного срока, назначенного Свыше. Воистину, в этом [в этих процессах и состояниях] есть знамения для людей мыслящих (думающих, размышляющих)» (сура аз-Зумар, аят 42).
Islam-Today