Азан является одним из обрядовых знамений Ислама. Во время чтения азана следует оставить бесполезные дела, слушать азан и отвечать на него, так как это является сунной. Сообщается, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал:
«Когда слышите азан, то отвечайте муэдзину» (Бухари, Азан, 7).
Каким же должен быть наш ответ муэдзину?
Муэдзин объявляет во вселенной имя Аллаха и призыв к единобожию. А объявление имени Аллаха и призыв к единобожию являются смыслом сотворения человека. Исходя из этого, услышав азан, следует повторять его слова про себя, так как это является сунной. Когда муэдзин произносит «Хаййа аляс-Саля» и «Хаййа аляль-Фалях», сунной является произнесение про себя слов «Ля Хауля ва Ля Куввата илля Биллях». После завершения муэдзином чтения азана следует прочесть следующее дуа:
"Аллахумма рабба хазихид-да'ватит-таммах, вассалятиль каимах. Аати Мухаммаданиль василята валь фадылята ваб'асху макамам-махмуданил-лязи ва 'аттах. Иннакя ля тухлифуль ми'ад» (О Аллах, Владыка этого совершенного призыва и готовящегося намаза! Даруй Мухаммаду "аль-Василя" (наивысшую ступень в Раю) и превосходство и воскреси его на "Макам-Махмуд" (хвалимом месте), которое Ты обещал ему. Нет сомнения, что Ты выполнишь Своё обещание)".
Сообщается, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Для каждого, кто, услышав азан, прочитает дуа «василя», мое заступничество в судный день станет обязательным» (Ибн Маджа, Азан, 4).
Также под ответом муэдзину можно понять следующее: внимательное и уважительное слушание азана, ощущение сердцем и принятие его истинности и важности, чтение необходимых дуа и участие в коллективном намазе. Но самым лучшим ответом на азан является участие в коллективном намазе в мечети.
Также хотелось бы обратить внимание на важность чтения дуа между азаном и икаматом, так как сообщается, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Дуа, сделанное между азаном и икаматом, не будет отвергнуто» (Тирмизи, Тахарат, 158).
Во время чтения азана не стоит разговаривать, за исключением тех случаев, когда незаконченным остался очень важный разговор. Нет ничего предосудительного в совершении малого омовения во время чтения азана. Но лучше всего завершать приготовления к намазу до того, как прозвучит азан.
Занимаясь всем этим, или будучи занятыми другими важными делами, следует проявлять необходимое уважение к азану и стараться получить духовное наслаждение при его чтении.
Islam-Today