Виды куфра (неверия)

Виды куфра (неверия)

User Rating: 5 / 5

Star ActiveStar ActiveStar ActiveStar ActiveStar Active
 

بسم الله الرحمن الرحيم

 

Неверие (куфр) бывает двух видов: малое, которое не делает человека безбожником и неверующим, и великое, которое, которое делает его неверующим, выводит его из мусульманской общины. Темой настоящей статьи является именно великое неверие.

Оно проявляется в шести формах:

 

1. Куфр ат-такзиб, или неверие по причине того, что человек считает Истину ложью. Такой безбожник не верует ни в сердце, ни на словах.

Всевышний сказал: 

 

وَيَوْمَ نَحْشُرُ مِن كُلِّ أُمَّةٍ فَوْجًا مِّمَّن يُكَذِّبُ بِآيَاتِنَا فَهُمْ يُوزَعُونَ ۝ حَتَّى إِذَا جَاؤُوا قَالَ أَكَذَّبْتُم بِآيَاتِي وَلَمْ تُحِيطُوا بِهَا عِلْمًا أَمَّاذَا كُنتُمْ تَعْمَلُونَ

 

«В тот день Мы соберем из каждого народа толпу тех, кто считал ложью Наши знамения, и их будут подталкивать. Когда они придут, Он скажет: «Неужели вы сочли ложью Мои знамения, даже не постигнув их? Что же вы совершали?» (сура «Ан-Намль», аяты 83-84).

 

Господь миров поведал о том, что произойдет с неверующими на ристалище Судного дня. Когда люди будут собраны вместе, из каждого народа будет отобрана толпа тех, кто отвергал знамения Аллаха Табарока ва Тааля. Суровые ангелы будут толкать грешников, так что стоящий самым последним будет наскакивать на стоящего впереди. Тем самым неверующим грешникам дадут понять, что они будут вместе отвечать за свои преступления, терпеть оскорбления и выслушивать порицания.

Вы должны были задуматься над ними, чтобы уяснить для себя Истину. Вы не имели права вообще говорить, тем более высказываться о вещах, о которых у вас не было ни малейшего представления. Как вы могли отвергнуть Послание, даже не ознакомившись с его содержанием? Что же вы натворили?
Аллах азаа ва Джаля задаст неверующим вопросы об их познаниях и деяниях, и тогда выяснится, что они использовали свои познания в борьбе с Истиной, совершали свои деяния вопреки предписаниям Его Посланников аляйхи ва салям, и посвящали их чему угодно и кому угодно, только не Ему (Создателю всего сущего).

 

2. Куфр аль-джухуд, или неверие по причине отрицания Истины. При этом человек осознает, что это – Истина, но на словах отрицает ее, и даже иногда сражается против нее, как это делали Фараон против Мусы аляйхи ва салям, и иудеи против Посланника Мухаммада соллаллоху аляйхи ва салям.

 

Всевышний сказал: 

 

 وَجَحَدُوا بِهَا وَاسْتَيْقَنَتْهَا أَنفُسُهُمْ ظُلْمًا وَعُلُوًّا فَانظُرْ كَيْفَ كَانَ عَاقِبَةُ الْمُفْسِدِينَ

 

«Они отвергли их несправедливо и надменно, хотя в душе они были убеждены в их правдивости» (сура «Ан-Намль», аят 14); 

 

Фараон и знатные вельможи отказались уверовать в знамения Аллаха Роббиль иззат, хотя в душе они ничуть не сомневались в том, что эти знамения были ниспосланы Творцом Вселенной. Более того, они были убеждены в этом. Причина же их неверия заключалась в их несправедливости и высокомерии. Они поступали несправедливо по отношению к самим себе и не выполняли своих обязанностей перед Всевышним Аллахом. Наряду с этим они высокомерно отвергали Истину, высокомерно относились к людям и высокомерно отказывались повиноваться Посланникам Аллаха Субхана ва Тааля.

Какой же ужасный конец постиг творящих беззаконие людей. Господь миров потопил их в море, опозорил их перед остальными творениями и отдал их богатство в руки людей, которые когда-то находились под их гнетом.

 

 

الَّذِينَ آتَيْنَاهُمُ الْكِتَابَ يَعْرِفُونَهُ كَمَا يَعْرِفُونَ أَبْنَاءهُمْ وَإِنَّ فَرِيقاً مِّنْهُمْ لَيَكْتُمُونَ الْحَقَّ وَهُمْ يَعْلَمُونَ

 

 

«Те, кому Мы даровали Писание, знают его (Посланника Мухаммада соллаллоху аляйхи ва салям), как знают своих сыновей. Однако часть их сознательно скрывает Истину». (сура «Аль-Бакара», аят 146).

 

Создателю всего сущего поведал о том, что люди Писания твердо знали, что Пророк Мухаммад соллаллоху аляйхи ва салям, действительно был Посланником Аллаха Табарока ва Тааля и что его проповеди были сущей правдой. Они знали это так, как знали своих собственных сыновей, которых они просто не могли спутать с другими людьми. Их убежденность в пророческой миссии Мухаммада соллаллоху аляйхи ва салям, была настолько велика, что они не испытывали в ней ни малейшего сомнения. Несмотря на это, они по-разному относились к его Пророческой миссии.
Большая часть их отказалась уверовать в него и предпочла сознательно скрывать Истину. Всевышний сказал:

 

 وَمَنْ أَظْلَمُ مِمَّن كَتَمَ شَهَادَةً عِندَهُ مِنَ اللّهِ وَمَا اللّهُ بِغَافِلٍ عَمَّا تَعْمَلُونَ 

 

«Кто может быть несправедливее того, кто скрыл имеющееся у него от Аллаха свидетельство?» (сура «Аль-Бакара», аят 140).

Аллах азаа ва Джаля сообщил о таких неверующих, чтобы утешить Своего Посланника и праведных верующих и предостеречь их от зла, которое люди Писания могли причинить им, и от сомнений, которые они могли посеять в них. Другая часть людей Писания не скрывала Истину сознательно. Одни из них уверовали в Истину, а другие остались неверующими по причине собственного невежества.
Человек, обладающий истинными знаниями, обязан оглашать Истину всем окружающим, разъяснять ее и представлять ее в истинном свете, пользуясь прекрасными выражениями, подтверждая свои слова доказательствами, приводя мудрые притчи и пользуясь иными методами. Он также обязан изобличать ложь, отделять ее от Истины, подчеркивать ее порочность и безобразие, используя для этого любые методы. Что же касается людей Писания, которые предпочли сокрыть Истину, то они поступили совершенно противоположным образом.

3. Куфр аль-инад, или неверие по причине высокомерия. В этом случае неверующий признает Истину в сердце и на устах, но следует ей из-за своей ненависти к ней и высокомерия, как это делал Иблис.

 

Всевышний сказал: 

 

وَإِذْ قُلْنَا لِلْمَلاَئِكَةِ اسْجُدُواْ لآدَمَ فَسَجَدُواْ إِلاَّ إِبْلِيسَ أَبَى وَاسْتَكْبَرَ وَكَانَ مِنَ الْكَافِرِينَ

 

«Вот Мы сказали ангелам: «Падите ниц перед Адамом». Они пали ниц, и только Иблис отказался, возгордился и стал одним из неверующих». (сура «Аль-Бакара», аят 34).

Господь миров повелел ангелам пасть ниц перед Адамом и тем самым выразить ему свое почтение. Это было формой поклонения Всевышнему Аллаху и повиновения Его велениям, и поэтому ангелы тотчас пали ниц перед Адамом, и только Иблис не сделал этого. Он надменно отказался выполнить повеление Аллаха Субхана ва Тааля и решил, что превосходит Адама. Он заявил: «Неужели я паду ниц перед тем, кого Ты создал из глины?» (сура «Аль-Исро», аят 61).

Высокомерие и неповиновение Иблиса были порождением неверия, которое он скрывал до того происшествия. Но случившееся заставило его показать свое враждебное отношение к Аллаху Роббиль иззат, и Адаму и изобличило его неверие и высокомерие.

Из этих прекрасных аятов можно сделать много полезных выводов.
Во-первых, Всевышний Аллах способен разговаривать. Это качество всегда было присуще Творцу всего сущего, и Он может говорить все, что пожелает.

Во-вторых, Знания и Мудрость Аллах Табарока ва Тааля являются совершенными и абсолютными, и если рабам непонятен смысл создания некоторых творений или ниспослания некоторых повелений, то они обязаны покориться воле своего Господа, искать недостатки только в собственном разуме и признавать Мудрость Аллаха Роббиль иззат.

В-третьих, Аллах азза ва Джаля заботится об ангелах и оказывает им милость, когда обучает их тому, чего они не знают, и указывает им на то, на что они не обращают внимания.

Эта кораническая история также подчеркивает превосходство знания.
Во-первых, Всевышний Аллах продемонстрировал ангелам свои Знания и свою Мудрость.

Во-вторых, Аллах Субхана ва Тааля указал ангелам на то, что превосходство Адама заключается в его познаниях, которые по праву являются одним из самых достойных качеств раба.
В-третьих, Аллах Табарока ва Тааля повелел ангелам пасть ниц перед Адамом, дабы они выразили ему свое почтение и признали превосходство его знаний.

В-четвертых, если один человек обучает других тому, чего они не знали прежде, то он сохраняет за собой превосходство над остальными, поскольку он приобрел эти знания раньше них.
Эта история также заставляет нас задуматься над качествами прародителя рода человеческого и прародителя рода джиннов. В ней упоминаются достоинства Адама и милости, которыми его одарил Аллах азза ва Джаля. В ней сообщается и об огромной ненависти, которую Иблис питает к людям. Из нее можно сделать и много других полезных выводов.

 

أُوْلَئِكَ الَّذِينَ اشْتَرُوُاْ الضَّلاَلَةَ بِالْهُدَى فَمَا رَبِحَت تِّجَارَتُهُمْ وَمَا كَانُواْ مُهْتَدِينَ 

 

 

Тем не менее, когда человек становится неверующим, Иблис говорит: «Я не причастен к тебе! Я боюсь Аллаха, Господа миров» (сура «Аль-Бакара», аят 16).

 

Творец всего сущего дал истинную характеристику лицемерам и сообщил, что они приобретают заблуждение за верное руководство и заключают неприбыльную сделку. Они желают исповедовать заблуждение так, как покупатель желает приобрести товар, за который он готов заплатить большие деньги. Это кораническое сравнение является одним из самых лучших и прекрасных сравнений. Аллах Роббиль иззат сравнил самое большое зло - заблуждение - с товаром, а самое большое добро - верное руководство - с ценой, которую платят за товар. Лицемеры пренебрегают верным руководством и предпочитают ему заблуждение. Вот сделка, которую они заключают, и как же невыгодна их сделка! Вот качества, которыми они обладают, и как же отвратительны их качества!
И если человек, который обменивает динар на дирхем, оказывается в убытке, то что можно сказать о том, кто обменивает на дирхем драгоценный камень?!! И что можно сказать о том, кто обменивает верное руководство на заблуждение, отказываясь от собственного счастья и отдавая предпочтение несчастью, пренебрегая прекрасным уделом и устремляясь к жалкому?!! Такая торговля действительно оказывается убыточной, и этот убыток является самым великим и самым страшным.

Всевышний сказал: «Воистину, потерпят убыток те, которые потеряют себя и свои семьи в День воскресения. Воистину, это и есть явный убыток!» (сура «Аз-Зумар», аят 15).


Затем Всевышний Аллах еще раз подчеркнул, что лицемеры не следуют прямым путем. Это свидетельствует о том, что они являются заблудшими грешниками, которые совершенно не прислушиваются к верному руководству.

 

4. Куфр ан-нифак, или неверие с проявлениями лицемерия. Лицемеры делают вид, что уверовали, однако в душе не смиряются пред Господом миров.

 

Всевышний Аллах сказал: 

 

وَمِنَ النَّاسِ مَن يَقُولُ آمَنَّا بِاللّهِ وَبِالْيَوْمِ الآخِرِ وَمَا هُم بِمُؤْمِنِينَ ۝يُخَادِعُونَ اللّهَ وَالَّذِينَ آمَنُوا وَمَا يَخْدَعُونَ إِلاَّ أَنفُسَهُم وَمَا يَشْعُرُونَ

 

«Среди людей есть такие, которые говорят: «Мы уверовали в Аллаха и в Последний день». Однако они суть неверующие. Они пытаются обмануть Аллаха и верующих, но обманывают только самих себя и не осознают этого». (сура «Аль-Бакара», аяты 8-9).

Господь миров поведал о лицемерах, которые ведут себя, как мусульмане, хотя в душе остаются неверующими. Следует знать, что под лицемерием подразумевается показное благочестие, за которым скрывается зло и нечестие. Это определение распространяется не только на лицемерие в воззрениях, но и на лицемерие в поступках, о котором Посланник Мухаммад соллаллоху аляйхи ва салям сказал: «Лицемера выдают три качества: если он рассказывает о чем-нибудь, то лжет; если обещает что-нибудь, то не сдерживает обещания; а если ему оказывают доверие, то он не оправдывает его». В другой версии хадиса говорится: «Истинным лицемером является тот, кто объединил в себе следующие четыре качества: если ему оказывают доверие, то он не оправдывает его; если он рассказывает о чем-нибудь, то лжет; если он заключает с кем-нибудь договор, то поступает вероломно; если же он препирается, то ведет себя непристойно». Что же касается лицемерия в воззрениях, то оно выводит человека из лона Ислама. В этой и в других коранических сурах, когда Всевышний Аллах описывает лицемеров, речь идет именно об этой форме лицемерия.

Среди истинных приверженцев Ислама не было лицемеров до переселения Пророка Мухаммада соллаллоху аляйхи ва салям из Мекки в Медину и после его переселения до того, как произошло сражение при Бадре. В том сражении Аллах Субхана ва Тааля одарил мусульман победой, возвеличил верующих и унизил неверующих, которые проживали в Медине. Опасения за свою жизнь и желание обмануть мусульман побудили некоторых из них делать вид, что они обратились в Ислам. Тем самым они надеялись сохранить себе жизнь и уберечь свое богатство. Внешне могло показаться, что они - мусульмане, однако в душе они оставались неверующими. И тогда Аллах азза ва Джаля смилостивился над правоверными и описал качества лицемеров, дабы правоверные узнавали их, не обольщались их словами и поступками и могли уберечься от их злодеяний.

Всевышний сказал: «Лицемеры опасаются, что им будет ниспослана сура, которая поведает о том, что в их сердцах» (сура «Ат-Тавба», аят 64). Аллах Роббиль иззат ниспослал такую суру и описал в ней основные качества этих нечестивцев. Они заявляют, что уверовали в Аллаха Субхана ва Тааля и в Последний день. Но в действительности они говорят то, чего нет в их сердцах. Они - лжецы, поскольку истинную веру исповедует только тот, чьи слова не расходятся с воззрениями. Что же касается лицемеров, то своими речами они лишь пытаются обмануть Аллаха азза ва Джаля и Его верующих рабов.

Под обманом здесь подразумевается показное выказывание одного отношения с целью скрыть обратное и добиться своей цели. На этой основе лицемеры строят свои взаимоотношения с Аллахом Табарока ва Тааля и Его рабами. Однако они обманывают только самих себя, и это весьма удивительно. Обычно, если один человек обманывает другого, то он либо добивается желаемого, либо ничего не приобретает и ничего не теряет. Однако лицемеры вредят самим себе. Они словно строят козни для того, чтобы погубить и перехитрить самих себя, поскольку они не могут навредить Всевышнему Аллаху и не в силах причинить вред праведным верующим. Они ничуть не вредят истинным мусульманам, когда выставляют себя верующими людьми, чтобы сохранить имущество и жизнь. Их козни обращаются против них самих, обрекая их на позор и бесчестие в мирской жизни. И всякий раз, когда они видят силу и могущество мусульман, ими овладевает беспредельная скорбь, злость и зависть. А когда наступит Последняя жизнь, они будут ввергнуты в мучительное, болезненное и ужасное наказание, которое они заслужили тем, что сочли Истину ложью, отказались уверовать и совершали грехи. Однако они настолько невежественны и глупы, что не способны осознать это.

 

5. Куфр аль-ирод, или неверие с отвращением от Истины. При этом безбожник отвращается от религии, не признает и не отрицает ее, не слушает и не изучает ее, возносясь над ней или же насмехаясь.

 

 Всевышний сказал: 

 

 

والَّذِينَ يُؤْمِنُونَ بِمَا أُنزِلَ إِلَيْكَ وَمَا أُنزِلَ مِن قَبْلِكَ وَبِالآخِرَةِ هُمْ يُوقِنُونَ ۝ أُوْلَئِكَ عَلَى هُدًى مِّن رَّبِّهِمْ وَأُوْلَئِكَ هُمُ الْمُفْلِحُونَ

 

«Оно возвещает благую весть и предостерегает, однако большинство их отворачивается и не слышит. Они говорят: «Наши сердца закрыты для того, к чему ты призываешь нас, наши уши поражены глухотой, а между нами и тобой – завеса. Трудись же, и мы будем трудиться» (сура «Аль-Бакара», аяты 4-5).

Откровением, которое было ниспослано Пророку Мухаммаду соллаллоху аляйхи ва салям, являются Коран и Сунна, потому что Всевышний Аллах сказал: «Аллах ниспослал тебе Писание и мудрость» (сура «Ан-Ниса», аят 113). Богобоязненные праведники веруют во все, что принес Посланник соллаллоху аляйхи ва салям, и не делают различий между Откровениями. Они не относятся к нечестивцам, которые уверовали в одну часть ниспосланного Откровения, но отвергают другую его часть, отрицая его или пытаясь истолковать его вопреки толкованию Аллаха Роббиль иззат и Его Посланника соллаллоху аляйхи ва салям. Именно так поступают еретики, которые искажают смысл священных текстов, опровергающих их порочные воззрения. Фактически, они отказываются признать истинный смысл этих откровений и уверовать в них надлежащим образом. Что же касается Откровений, которые были ниспосланы до пришествия Пророка Мухаммада соллаллоху аляйхи ва салям, то под ними подразумеваются все предыдущие Небесные Писания. Вера в эти Писания включает в себя веру в Посланников Господа миров и знания, заключенные в этих книгах, особое место среди которых занимают Тора, Инжиль (Евангелие) и Забур (Псалтирь). Вера во все Небесные Писания и во всех Посланников Всевышнего, является особенностью истинных верующих, которые не делают различий между Посланниками Аллаха азза ва Джаля. А наряду с этим они убеждены в существовании Последней жизни.

Последней жизнью называются все события, которые происходят с человеком после смерти. Аллах Субхана ва Тааля особо отметил веру в Последнюю жизнь после упоминания о вере в сокровенное, поскольку она является одним из столпов веры и величайшим фактором, пробуждающим в человеке страх, надежду и желание творить добро. Что же касается убежденности, то под ней подразумевается твердое знание, которое абсолютно несовместимо с сомнением и подталкивает человека к действию.

Праведники, обладающие перечисленными выше похвальными качествами, следуют верному руководству от их Господа. Слово худа («верное руководство») использовано без определенного артикля, что подчеркивает величие избранного ими пути. Какое вообще руководство может быть величественнее того, благодаря которому человек исповедует правильные воззрения и совершает праведные деяния? Только такое руководство по праву можно назвать истинным, тогда как все остальное является не более чем заблуждением.

Следует отметить, что при упоминании верного руководства Всевышний Аллах использовал предлог «аъля», подчеркивающий высокое положение, тогда как при упоминании заблуждения используется предлог «фий», подчеркивающий в данном случае погружение. Всевышний сказал: «Воистину, одни из нас либо на прямом пути, либо в очевидном заблуждении» (сура «Сабаа», аят 24). Это объясняется тем, что верное руководство превозносит того, кто придерживается его, а заблуждение унижает того, кто увязает в нем.

 Затем Всевышний Аллах сообщил, что богобоязненные праведники непременно обретут успех. Это означает, что они добьются всего заветного и желанного и спасутся от всего страшного и неприятного. Аллах азза ва Джаля подчеркнул, что они будут единственными преуспевшими, поскольку их дорога является единственной дорогой, ведущей к преуспеянию, тогда как все остальные дороги обрекают человека на злосчастье, погибель и убыток. Именно поэтому после упоминания о качествах истинных верующих Создатель Вселенной поведал о качествах неверующих, которые отстаивают свое неверие и упрямо сопротивляются Его Посланнику Мухаммаду соллаллоху аляйхи ва салям.

 

6. Куфр аш-шакк, или неверие по причине сомнения.

Всевышний сказал: 

 

إِنَّمَا الْمُؤْمِنُونَ الَّذِينَ آمَنُوا بِاللَّهِ وَرَسُولِهِ ثُمَّ لَمْ يَرْتَابُوا وَجَاهَدُوا بِأَمْوَالِهِمْ وَأَنفُسِهِمْ فِي سَبِيلِ اللَّهِ أُوْلَئِكَ هُمُ الصَّادِقُونَ

 

 

«Верующими являются только те, которые уверовали в Аллаха и Его Посланника, а потом не испытывали сомнений…» (сура «Аль-Худжурот», аят 15).

 

Истинные верующие обладают двумя достоинствами: они имеют твердую веру и усердствуют на пути Аллаха Субхана ва Тааля. Они стараются в распространении правильных воззрений, и работают в направлении утверждения на земле законов Аллаха Роббиль иззат, а это значит, что еще усерднее они борются со своими собственными упущениями.

Всевышний также подчеркнул, что непременным условием истинной веры является отсутствие каких-либо сомнений в правильности избранного пути. Вера приносит пользу рабу Аллаха Табарока ва Тааля, только тогда, когда она зиждется на твердой убежденности в мудрости и правдивости всего, что повелел и сообщил Творец всего сущего, и тогда сомнение не находит места в его душе.
Правдивым верующим является каждый, кто подтвердил свою веру прекрасными деяниями. Притязание на искренность серьезно и значительно, и оно нуждается в убедительных доказательствах. А притязание на искреннюю веру еще более значительно, потому что именно такая вера является залогом вечного счастья и бесконечного преуспеяния. Поэтому искренним верующим может считаться только тот, кто уверовал и выполняет все, чего от него требует религия Ислам. А кто не делает этого, тот лжив в своих притязаниях. Более того, его притязания бессмысленны, ибо только Всевышний Аллах знает, что кроется в человеческой душе.

 

Материалы для статьи подбирал Рузметов Еркин

Также был использован тафсир «Аль-Мунтахаб».

ҚҰРМЕТТІ ОҚЫРМАН! ОСЫ ТАҚЫРЫПҚА БАЙЛАНЫСТЫ ПІКІРІҢІЗДІ БӨЛІСЕ ОТЫРЫҢЫЗ.
Жаңалықтардың астында қалдырылған комментарийлер мазмұны asyldin.kz рухани ағарту порталында редакцияланбайды. Сайт комментарийлердің пішіні мен мазмұнына жауап бермейді. Пікір білдірерде тәртіп сақтауды сұраймыз!
пікірлер (0)

Оқи отырыңыз: