Ценности и этические нормы увещевания и наставления. (первая часть)

Ценности и этические нормы увещевания и наставления. (первая часть)

User Rating: 5 / 5

Star ActiveStar ActiveStar ActiveStar ActiveStar Active
 

بسم الله الرحمن الرحيم

Религия - это Божественное установление, приводящее разумных людей к благу.

كُنتُمْ خَيْرَ أُمَّةٍ أُخْرِجَتْ لِلنَّاسِ تَأْمُرُونَ بِالْمَعْرُوفِ وَتَنْهَوْنَ عَنِ الْمُنكَرِ وَتُؤْمِنُونَ بِاللّهِ

 «Вы являетесь лучшей из общин, появившейся на благо человечества, повелевая совершать одобряемое, удерживая от предосудительного и веруя в Аллаха», (сура «Аль Имрон», аят 110).

Миссией Посланников аляйхи ва салям и всех верующих была и является, это призывать людей к Аллаху Роббиль иззат, помогать людям выйти из бездны мрака - к свету, из пропасти неверия - к Истине религии Ислям, из омута язычества - к поклонению Единому Творцу всего сущего.


وَمَآ أَرْسَلْنَا مِن قَبْلِكَ مِن رَّسُولٍ إِلَّا نُوحِىٓ إِلَيْهِ أَنَّهُۥ لَآ إِلَـٰهَ إِلَّآ أَنَا۟ فَٱعْبُدُونِ

   «Мы не посылали до тебя ни одного посланника, которому не было бы внушено: «Нет божества, кроме Меня. Поклоняйтесь же Мне!» (сура «Аль-Анбия», аят 25)

 Основной целью и сутью всех призывающих, это помочь людям познать Аллаха Субхана ва Тааля, наставить их, чтобы они уверовали в Него, и научить их Ему поклонятся. Когда человек познает величие Аллаха Табарока ва Тааля, понимая, что все процессы, происходящие вокруг него (начало дня, приход ночи, все времена года, знойное лето, зимняя стужа, посевная весной, собирание урожая осенью), а также, что все во всей Вселенной совершается только по Воли Творца всего сущего. Верующего охватывает огромная радость, что он, наконец, то нашел великую Истину, и его постигает страстное желание поделиться этой радостью с окружающими его людьми. Разве может разумный человек, познавший счастье, не будет желать подобное благо для других людей.

Очень важно, чтобы у каждого призывающего, должна быть правильная акида.                                                                                                                                                                                                                                                           Поэтому всем надо тщательно изучить ильм ат-таухид, ильм аль-акаид. Иджмой ученных ахли сунна ва джаммаат признаны две школы этой науки имама Аль Матуриди, имама Аль Аш-Шарри, имам Ат-Тахавви также подтвердил принципы, которые утверждают эти великие ученные. Эти знания пришли неразрывным иснадом (цепочкой), которая ведет к великим сподвижникам, а те в свое время взяли эти подлинные знания у Мухаммада соллаллоху аляйхи ва салям. Во все времена существовало много сомневающихся в нашей истинной вере, поэтому наставляющие должны изучить науку ильм аль калям. Это наука, где изучают применения разума для увещевания, приводя логические доводы, и рациональные доказательства, для снятия завесы и разрушения препятствий, чтобы люди могли понять и осознать основы правильного вероубеждения. 

 

وَمَنْ أَحْسَنُ قَوْلًا مِّمَّن دَعَا إِلَى اللَّهِ وَعَمِلَ صَالِحًا وَقَالَ إِنَّنِي مِنَ الْمُسْلِمِينَ

«Чья речь прекраснее, чем речь того, кто призывает к Аллаху, поступает праведно и говорит: "Воистину, я - один из мусульман"? (сура «Фуссилат», 33).

 Это те, кто проповедуют религию Аллаха азза ва Джаля среди Его рабов. Пробуждают в них любовь к своему Создателю, напоминают им о Его благах, Его щедрости, великодушии и безграничном милосердии, обучают их Его славным и совершенным качествам. Также они вдохновляют людей на постижение знаний о прямом пути из Корана и сунны Мухаммада соллаллоху аляйхи ва салям, и призывают их к этому всеми возможными способами. Они воспитывают в них прекрасные нравственные качества и учат их любить и чтить родителей, помогать родственникам, делать добро всем творениям Аллаха Роббиль иззат, и отвечать добром на зло.

عَنْ أَبِي حَمْزَةَ أَنَسِ بْنِ مَالِكٍ رضي الله عنه خَادِمِ رَسُولِ اللَّهِ صلى الله عـليه وسلم عَنْ النَّبِيِّ صلى الله عـليه وسلم قَالَ: «لَا يُؤْمِنُ أَحَدُكُمْ حَتَّى يُحِبَّ لِأَخِيهِ مَا يُحِبُّ لِنَفْسِهِ».

Передается от Абу Хамза Анас бин Малик (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Не уверует никто из вас до тех пор, пока не будет желать брату своему того же, чего желает самому себе».

Одной из важных целей религии Ислям, состоит в том, чтобы все люди жили во взаимной любви и дружбе. И каждый человек старался бы действовать в общих интересах и ради счастья всего общества в целом. Смысл этого состоит в обеспечении главенства справедливости, распространения спокойствия в душах людей и поддержания духа взаимопомощи и солидарности в отношениях между ними. Однако всё это может осуществиться только в том случае, если каждый член общества будет желать другому такого же счастья, блага и благоденствия, какого желает самому себе.

Религия Ислям - это совокупность ценностей, утверждающих должный порядок в отношениях между людьми и их Господом и затем - между всеми людьми.

 

ادْعُ إِلِى سَبِيلِ رَبِّكَ بِالْحِكْمَةِ وَالْمَوْعِظَةِ الْحَسَنَةِ وَجَادِلْهُم بِالَّتِي هِيَ أَحْسَنُ إِنَّ رَبَّكَ هُوَ أَعْلَمُ بِمَن ضَلَّ عَن سَبِيلِهِ وَهُوَ أَعْلَمُ بِالْمُهْتَدِينَ

«Призывай на путь Господа мудростью и добрым увещеванием и веди спор с ними наилучшим образом. Воистину, твой Господь лучше знает тех, кто сошел с Его пути, и лучше знает тех, кто следует прямым путем». (сура «Ан-Нахль», аят 125).

  Если вы призываете людей, будь они мусульманами или не познавшими своего Создателя, следовать прямым путем Аллаха Роббиль иззат, то важно  руководствоваться полезными познаниями и праведными деяниями. Делающий наставление, должен иметь твердое вероубеждение (якын). Каждый вопрос, который он поднимает в своем увещевании, должен соответствовать Корану и сунне Мухаммада соллаллоху аляйхи ва салям, и тщательно проанализирован. И конечно, учитывая менталитет и приоритеты того, кому вам доверили сделать наставление. Ваши проповеди должны быть мудрыми, поскольку с каждым человеком нужно разговаривать, учитывая его состояние, способность воспринять услышанное и готовность подчиниться Истине словом и делом. А для того, чтобы проповеди были мудрыми, необходимо обладать твердыми знаниями и не уподобляться невеждам. Нужно начинать призыв к Исляму с самых важных вопросов, которые люди могут понять и осознать. Нужно относиться к людям с великодушием и добротой, тогда им легче будет принять Истину. Есть люди, которые проповедуют, выбирая методы устрашения, практикуют в своих речах рассказы об джаханнаме (аде), о наказаниях, о страшном огне, то могут отвратить от религии. Очень важно вдохновить к вере, к стремлению познания Всевышнего, и интересу к поклонению, и это должно быть существенной целью для любого мусульманина.

عَنْ أَنَسِ بْنِ مَالِكٍ رَضِیَ اللّٰهُ عَنْهُ قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللّٰهِ : يَسِّرُوا وَلَا تُعَسِّرُوا وَسَكِّنُوا وَلَا تُنَفِّرُوا. رواه مسلم باب فی الأمر بالتيسير

Передается от Анаса бин Малика (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Облегчайте и не затрудняйте, успокаивайте и не отвращайте».

Важно донести до людей об огромной милости и милосердии Аллаха Роббиль иззат, что у уверовавших все прегрешения будут прощены, что верующих ожидает много наград в этой и будущей жизни. О наслаждениях джанната (рая), его вечности, о его блаженстве и усладах.

 

وَٱلَّذِينَ جَـٰهَدُواْ فِينَا لَنَهْدِيَنَّهُمْ سُبُلَنَا‌ۚ وَإِنَّ ٱللَّهَ لَمَعَ ٱلْمُحْسِنِينَ

  « А тех, которые усердствуют ради Нас, Мы непременно поведем Нашими путями. Воистину, Аллах - с творящими добро!» (сура «Аль-А'нкабут», аят 69)

 Верующие всеми силами стремятся снискать благоволение Аллаха Субхана ва Тааля, не боятся идти тернистыми путями, ведущих к довольству Всевышнего. Они будут удостоены руководства Господа миров, потому что любят вершить добро, и Аллах азза ва Джаля, никогда не покидает таких людей. Творец всего сущего оказывает им поддержку и наставляет их на прямой путь. А из этого следует, что самыми достойными и праведными людьми являются мусульмане, которые усердствуют на пути Аллаха Табарока ва Тааля. А также, что если человек исправно выполняет предписания религии, то Создатель Вселенной оказывает ему поддержку и облегчает ему путь к счастью и спасению. И если человек искренне старается в постижении религиозных знаний, то ему непременно удается найти Истину и добиться поставленной цели, причем Всевышний Господь одаряет его таким потенциалом, который превосходит возможности остальных людей, и облегчает ему постижение исламских наук. А происходит это, потому что изучение религии Аллаха Роббиль иззат относится к сражению на пути Аллаха азза ва Джаля. Хасан аль Басри говорил: «Чернила ученных могут быть ценнее крови шахидов». Праведные ученые сражаются словом и языком против неверующих и лицемеров, и принимают участие в подобном сражении только избранные. Они обучают людей предписаниям религии и отвергают ошибочные воззрения тех, кто противится Истине, даже если эти воззрения принадлежат некоторым из мусульман.

عَنْ أَبِي رُقَيَّةَ تَمِيمِ بْنِ أَوْسٍ الدَّارِيِّ رضي الله عنه أَنَّ النَّبِيَّ صلى الله عـليه وسلم قَالَ: «الدِّينُ النَّصِيحَةُ. قُلْنَا: لِمَنْ؟ قَالَ لِلَّهِ، وَلِكِتَابِهِ، وَلِرَسُولِهِ، وَلِأَئِمَّةِ الْمُسْلِمِينَ وَعَامَّتِهِمْ».

 Передается от Абу Рукайа Тамим бин Аус ад-Дари (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох аляйхи ва салям говорил: «Религия есть проявление искренности». Мы спросили: «По отношению к кому?» Он сказал: «По отношению к Аллаху, и к его Книге, и к Его посланнику, и к правителям мусульман и ко всем мусульманам вообще»

Отстраниться от всего запрещенного Аллахом Субхана ва Тааля, выполнение всех предписаний, строгое следование Корану и сунне Мухаммада соллаллоху аляйхи ва салям. Но если человек сам искренне не соблюдает религию Ислям, как он может призывать к тому, чему сам строго не следует. Слова проповедников будут иметь воздействие на слушающих, если они твердо убеждены в своих воззрениях, строги в отстранении от всех запретов, и в исполнении предписаний, глубоко в душе болеют и переживают за распространение истинной религии, не боятся отстаивать каноны Исляма, перед власть имущими. Они призывают их к праведности, напоминают им, что от их руководства людьми, зависят многие судьбы, что они могут способствовать улучшению и облегчению жизни простых граждан их общества. Если они отклоняются от истины и справедливости, и их действия приводят к страданиям народа, то в мягкой форме, добрыми советами, напоминать им об их отклонениях, приводить аналогии из Корана и сунны. Но ни в коем случае, нельзя лицемерить и незаслуженно возносить им почести, произнося лживые восхваления в их адрес. Тогда вы можете стать соучастниками сильных мира сего (тех, кто имеет власть и материальные богатства), в их уклонениях от праведного пути. Также очень важно призывать свой народ к терпению, используя фразу из сунны: «Лучше всю жизнь прожить под руководством деспотичного правителя, чем провести один день жизни в безвластии» (что приводит к смуте и хаосу в существование людей). Из исторических фактов и реальных событий в нашем современном мире, очень много примеров, что из-за прихотей каких-то заблудших групп, проливается много крови, люди теряют близких, лишаются домашних очагов, утрачивают все, что способствовало их нормальному существованию. Верующие, имеющие глубокие знания, всегда наставляли свой народ проявлению благодарности Творцу, и терпению во многих невзгодах. Немало из истории видно, что правители всегда окружали себя праведными ученными, советовались с ними, просили помощи в трудных ситуациях, и их рекомендации приводили к процветанию государства.

 

وَتَعَاوَنُواْ عَلَى الْبرِّ وَالتَّقْوَى وَلاَ تَعَاوَنُواْ عَلَى الإِثْمِ وَالْعُدْوَانِ 

 «Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, но не помогайте друг другу в грехе и вражде», («Аль Маида», аят 2). 

عَنْ أنَّسِ بْنِ مَالِكٍ رَضِیَ اللّٰهُ عَنْهُ قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللّٰهِ : مَا مِنْ رَجُلٍ يَنْعَشُ لِسَانَهُ حَقًّا يُعْمَلُ بِهِ بَعْدَهُ، إِلَّا أَجْرَی اللّٰهُ عَلَيْهِ أجْرَهُ إِلٰی يَوْمِ الْقِيَامَةِ، ثُمَّ وَ فَّاهُ اللّٰهُ عَزَّ وَجَلَّ ثَوَابَهُ  يَوْمَ القِيَامَةِ. رواه أحمد.

Передается от Анаса бин Малика (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Кто произнесет своим языком Истину, за которой последуют после него, до Судного дня Аллах будет записывать ему награды, затем в Судный день, Аллах выплатит ему его награды сполна.

Если человек не познал своего Создателя, не уверовал, то все его благие дела не имеют никакой пользы. А вы помогли этому человеку обрести счастье, он обрел иман (произнес свидетельство шахадат), кого-то обучили чтению Корана, кого-то поклонению, выполнять намаз  и много других религиозных деяний. И все кто выполняют предписания, делают добро и сами получают награды и становятся причиной для наград, для тех, кто им указал на этот праведный путь.


يَـٰقَوْمِ لَآ أَسْــَٔلُكُمْ عَلَيْهِ أَجْرًا‌ۖ إِنْ أَجْرِىَ إِلَّا عَلَى ٱلَّذِى فَطَرَنِىٓ‌ۚ أَفَلَا تَعْقِلُونَ

   «О мой народ! Я не прошу у вас за это награды, ибо вознаградит меня Тот, Кто создал меня. Неужели вы не разумеете?», (сура «Худ», аят 51)

 Пророки аляйхи ва салям не обременяли свои народы материальными повинностями и не просили у них вознаграждения за свои проповеди. Их важнейшей задачей было, чтобы их соплеменники уверовали в Господа миров, последовали религии, что они принесли, ведь их миссия была от Всевышнего, и вознаграждение ожидали только от Аллаха Субхана ва Тааля. Ведь это были лучшие из людей, и всю свою жизнь равнодушно относились к мирским благам.

И пусть человек не отказывается от исполнения этой обязанности по отношению к другим, боясь потерять их благосклонность, дружеское отношение, уважение. Он обязан давать людям искренние советы, направляя их к тому, что принесёт им пользу в мире будущем, и поможет спастись от наказаний, уготованных тем, кто не желает воспринимать Истину. Другом человека, и любящим его, является тот, кто хочет устроить его будущую жизнь, даже если это и приведёт к какой-то убыли в мире текущем. Врагом же его, является тот человек, кто хочет утраты или убыли в его будущей жизни, даже если по причине этого, он получит какую-то пользу в мире этом.

Пророки аляйхи ва салям, являлись искренними друзьями верующих, ведь все они стремились к тому, что соответствовало интересам их жизни в мире вечном, и направляли их к этому. И мы просим Аллаха Роббиль иззат помочь нам, и тем, кого мы любим, и всем остальным мусульманам снискать Его благоволение и проявить по отношению ко всем нам Свою щедрость и милосердие.

عَنْ أَبِي سَعِيدٍ الْخُدْرِيّ رضي الله عنه قَالَ سَمِعْت رَسُولَ اللَّهِ صلى الله عـليه وسلم يَقُولُ: «مَنْ رَأَى مِنْكُمْ مُنْكَرًا فَلْيُغَيِّرْهُ بِيَدِهِ، فَإِنْ لَمْ يَسْتَطِعْ فَبِلِسَانِهِ، فَإِنْ لَمْ يَسْتَطِعْ فَبِقَلْبِهِ، وَذَلِكَ أَضْعَفُ الْإِيمَانِ»

Передается от Абу Саъида аль-Худри (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Пусть тот из вас, кто увидит порицаемоe, изменит этo собственноручно, если же он не сможет (сделать) этого (пусть изменит это) своим языком, а если не сможет (и этого), то - своим сердцем, и это будет наиболее слабым (проявлением) веры».

 

Познание обязательных предписаний и запретов в религии Ислям, для каждого мусульманина является «фардзом аъйн», от которых ни один мукалляф (здравомыслящий) не освобождается. И если мусульманин будет считать, вменяемое ему необязательным, и не порицать в своем сердце все запрещенное, то он потеряет самую главную свою ценность – это иман (веру).

Также от этого же сподвижника приводится хадис, что Посланник соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Поистине Аллах азза ва Джаля задаст вопрос в Судный день: «Что же помешало тебе порицать запретное, когда ты видел это», на что раб будет отвечать: «О, Господь, я боялся людей, и надеялся на Твое прощение», и ему зададут еще вопрос на который он не сможет предоставить ответ: «А разве не Меня тебе следовало бояться».

Согласие c недозволенным является большим грехом. Человек, знающий о том, что нечто является запретным, и соглашающийся с этим, совершает большой грех. Если где-то совершается запретное, и он зная об этих отклонениях, не выражает сердцем своего порицания, независимо от того, видел ли он это своими глазами, или же его там не было, то такое равнодушие будет подобно греху видевшего, (то есть он разделит с ними ответственность, за совершение ими грехов). Мусульманин обязан побуждать к одобряемому и удерживать от порицаемого, не придавая значения тому, какое положение занимает тот, кого он побуждает или старается удержать, будь он высокого статуса или имеющего солидное материальное положение. Точно так же, он не должен придавать значения тому, что люди будут порицать его самого, и не обращать внимание на их действия, которые будут препятствовать этому благородному делу. И по возможности он не должен обращать внимания на тот материальный или моральный ущерб, который он может понести. Ведь жизненный срок и любые материальные блага уже предопределенны, и все происходит только по Воле Творца всего сущего, а за исправление других, он можете заработать огромные награды.

При этом ему необходимо подходить к делу мудро, обращаясь к каждому человеку соответствующим образом и праведно действуя в разных обстоятельствах.

 

قُلْ هَذِهِ سَبِيلِي أَدْعُو إِلَى اللّهِ عَلَى بَصِيرَةٍ أَنَاْ وَمَنِ اتَّبَعَنِي وَسُبْحَانَ اللّهِ وَمَا أَنَاْ مِنَ الْمُشْرِكِينَ

 

 «Скажи: «Таков мой путь. Я и мои последователи призываем к Аллаху, согласно убеждению. Пречист Аллах, и я не являюсь одним из многобожников», (сура «Юсуф», аят 108).

 

Воистину, Всевышний знает о причинах, которые подталкивают людей к заблуждению, и деяниях, которые обрекают человека на эти отклонения, и поэтому грешники непременно получат воздаяние за свои грехи. А наряду с этим Аллах Роббиль иззат осведомлен о праведниках, которые достойны верного руководства. Именно поэтому Создатель Вселенной наставляет их на прямой путь, осеняет их Своей милостью и делает их своими избранниками. И за то, что они призывали к Господу миров, усердствовали в донесении людям Истины, этих людей Аллах Субхана ва Тааля убережет от всего негативного, и направит их на праведную стезю, дарует искренние вероубеждения, облагодетельствует Своим довольством.

 

رُوِیَ عَنْ أنَسِ رَضِیَ اللّٰهُ عَنْهُ أنَّ رَسُوْلَ اللّٰهِ قَالَ: لاَتَزَالُ لاَ إنَّهَ إلاَ اللّٰهُ تَنْفَعُ أمَنَّ قَالَهَا وَ تَرُدُّ عَنْهُمُ الْعَذَابَ وَ النَّقْمَةَ مَا لَمْ يَسْتَخِفُّوْا بِحَقَّهَا قَالُوْا يَا رَسُوْلَ اللّٰهِ مَا الْاِسْتِخْفَافُ بِحَقَّهَا قالَ: يَظْهَرُ الْعَمَلُ بِمَعَاصِی اللّٰهِ فَلاَ يُنْكَرُ وَلاَ يُغَيِّرُ رواه الاصبهاني ، التر غيب

Передается  Анасом (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Слова «Ляа иляха иль Аллах» всегда приносят пользу тому, кто произнес их, и отдаляет от него несчастья и бедствия, пока он не пренебрегает их правами». Сподвижники (родзи Аллаху аънхум) спросили: «О, Посланник Аллаха! Что означает пренебрегать их правами?» Он ответил: «Когда совершаются грехи, и никто не старается их остановить».

В нашей реальной действительности, пусть каждый из нас правдиво даст себе ответ, вокруг нас, сколько происходит всяких нарушений запретов Аллаха Субхана ва Тааля. И что мы предпринимаем, чтобы кого-то остановить, кому-то сделать наставление, или сократить хотя бы на немного, преступления людей против самих себя, и многие уже отпустили руки, и заняты сами с собой, своей религиозностью. И все давно успокоились, и не боятся гнева Господа миров, что в любой момент может прийти наказание в виде массового стихийного бедствия, которое коснется абсолютно всех. Побуждающий или стремящийся удержать должен обладать определёнными качествами, важнейшими из которых являются доброта, кротость, справедливость и знание. Наставлять нужно не прилюдно, а втайне, с глазу на глаз, в противном случае репутации человека будет нанесен большой вред. Если человек скрывает грех, то нельзя это выставлять на общее обозрение, разоблачая его пороки, которые имеются почти у всех людей. Но мы все должны прекрасно знать, и ясно понимать, что после ширка (предавание Аллаху азза ва Джаля сотоварищей), которому нет прощения, (если не покаяться при жизни). Самый страшный грех, тот который совершается, открыто, без стеснения окружающих вас людей. Это явный вызов против очевидных запретов Создателя Вселенной, и против определившихся устоев общества.

Автор статьи Рузметов Еркин.

В статье использован перевод Корана, выполненный Кулиевым Э.

ҚҰРМЕТТІ ОҚЫРМАН! ОСЫ ТАҚЫРЫПҚА БАЙЛАНЫСТЫ ПІКІРІҢІЗДІ БӨЛІСЕ ОТЫРЫҢЫЗ.
Жаңалықтардың астында қалдырылған комментарийлер мазмұны asyldin.kz рухани ағарту порталында редакцияланбайды. Сайт комментарийлердің пішіні мен мазмұнына жауап бермейді. Пікір білдірерде тәртіп сақтауды сұраймыз!
пікірлер (0)

Оқи отырыңыз: