Ценности и этические нормы увещевания и наставления. (вторая часть)

Ценности и этические нормы увещевания и наставления. (вторая часть)

User Rating: 5 / 5

Star ActiveStar ActiveStar ActiveStar ActiveStar Active
 

بسم الله الرحمن الرحيم

عَن حُذَيْفَةَ بْنِ الْيَمَانِ رَضِیَ اللّٰهُ عَنِ النَّبِیِّ قَالَ: وَالَّذِیْ نَفْسِی بِيَدِهِ لَتَأْمُرُنَّ بِالْمَعْرُفِ وَ لْتنْهَرُنَّ عَنِ الْمُنْكَرِ، أَوْ لَيُوْشِكَنَّ اللّٰهُ أنْ يَبْعَثَ عَلَيْكُمْ عِقَابًا مِنْهُ ثُمَّ تَدْعُونَهُ فَلَا يَسْتَجِيْبُ لَكُمْ. رواه الترمذی وقال: هذا حديث حسن، باب ما جاءفی ا لأمر بالمعوف والنهی عن المنكر، رقم

 

Передается от Хузайфа бин Яман (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Клянусь Тем, в Чьих руках (во власти) моя жизнь, вы должны приказывать людям добро и отстранять их от запрещенного, иначе Аллах пошлет на вас Свое наказание. Вы будете взывать к Нему, и Он не будет отвечать».

وَذَكِّرْ فَإِنَّ الذِّكْرَى تَنفَعُ الْمُؤْمِنِينَ

    «И напоминай, ибо напоминание приносит пользу верующим». (сура «Аз-Заарият», аят 55).

Наставления бывают двух видов. К одному из них относится обстоятельное разъяснение людям того, о чем они прежде имели лишь общие представления. Аллах Роббиль иззат наделил человека разумом и подсознательным природным чувством, которые направляют его любить добро, ненавидеть зло и отдавать благому предпочтение перед негативным. Ниспосланные  каноны, гармонируют с разумом и интуицией человека, и разъяснение этих законов является одним из видов наставления. Для того чтобы такое наставление было более полным и совершенным, увещеватель должен разъяснять людям пользу, благо  одобряемых религией деяний, а также вред и пагубность грехов.
    Второй вид наставления - это напоминание верующим о том, к чему они невнимательны и небрежны. Мусульмане должны часто напоминать друг другу о своих обязанностях, дабы осознание своего долга укоренилось в их сердцах. Тогда каждый из них будет внимателен к своим словам и поступкам и будет стремиться выполнять все предписания Творца всего сущего. Благодаря такому наставлению мусульмане становятся деятельными и инициативными, а эти качества непременно помогут им творить добро, улучшая свой внутренний мир, приближаясь к милости Создателя.
    Аллах Табарока ва Тааля подчеркнул, что наставления и напоминания приносят пользу только верующим, потому что только их сердца преисполнены веры, страха перед наказанием Господа миров, и стремления встать на праведный путь и снискать благоволение Всевышнего.

 

عَنْ عَاءِشَةَ رَضِیَ اللّٰهُ عَنْهَا قَالَتْ دَخَلَ عَلَیَّ النَّبِیُّ فَعَرَفْتُ فِی وَجْهِهِ أَنْ قَدْ حَضَرَهُ شَیْءٌ فَتَوَضَّأَ وَ مَا كَلَّمَ أحَدًا فَلَصِقْتُ بِالْحُجْرَةِ أسْتَمِعُ مَا يَقُوْلُ فَقَعَدَ عَلَی الْمِنْبَرِ فَحَمِدَ اللّٰهَ وَ أَثْنٰا عَلَيْهِ وَ قَالَ يَأَيُّهَا النَّاسُ إِنَّ اللّٰهَ تَعَالٰی يَقُوْلُ لَكُمْ مُرُو ا بِالْمَعْرُوفِ وَإِنَّهَوْا عَنِ الْمُنْكَرِ قَبْلَ أنْ تَدْعُوْا فَلاَ أُجِيبَ لَكُمْ وَ تَسْأَلُوْنِیْ فَلاَ أُعْطِيَكُمْ وَ تَسْتَنْصِرُوْنِیْ فَلاَ أَنْصُرَكُمْ فَمَا زَادَ عَلَيهِنَّ حَتَّی نَزَلَ.رواه ابن ماجة وابن حبان في صحيحه كذا في التر غيب

 

Передается от Айши (родзи Аллаху анха): «Однажды Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям вошел в дом, и она заметила по его лицу, что произошло, что-то важное. Он ни с кем не разговаривал, и сделав омовение вошел в мечеть. Я, приложившись к стене, стала слушать, что он скажет. «О люди, истинно Аллах Тааля говорит вам приказывать людям добро и отстранять их от зла. Чтобы не настали такие времена, когда вы будете читать дуа, но Господь миров не будет принимать их, вы будете просить о своих нуждах, но Творец всего сущего не будет давать вам, вы будете просить Его о помощи против ваших врагов, но Он не будет помогать вам». Сказав это, он спустился с мимбара».

 

 

إِن يَنصُرْكُمُ ٱللَّهُ فَلَا غَالِبَ لَكُمْ‌ۖ وَإِن يَخْذُلْكُمْ فَمَن ذَا ٱلَّذِى يَنصُرُكُم مِّنۢ بَعْدِهِۦ‌ۗ وَعَلَى ٱللَّهِ فَلْيَتَوَكَّلِ ٱلْمُؤْمِنُونَ

 «Если Аллах окажет вам поддержку, то никто не одолеет вас. Если же Он лишит вас поддержки, то кто же поможет вам вместо Него? Пусть же на Аллаха уповают верующие», (сура «Аль Имрон», аят 160).

 

В одном из хадисов кудси говорится, что если все люди в мире соберутся, чтобы причинить пользу или вред, а Господь миров не пожелает, то все положительные и отрицательные воздействия на вас, огромного количества людей будут тщетными. Поэтому верующие выполняющие приказы Аллаха Табарока ва Тааля, отстраняющиеся от Его запретов, должны полностью уповать и полностью полагаться на Мощь, Мудрость и Волю Всевышнего.

Очень важно, чтобы у увещевающих людей были обширные знания религии Ислям. В нынешнее время, когда в мире огромный поток информации, многие люди устремлены к развитию интеллектуального потенциала. Поэтому делающие  наставление должны быть эрудированными людьми, а также очень много должны ссылаться на аяты Досточтимого Корана, и сунну Мухаммада соллаллоху аляйхи ва салям, и конечно немало значимо всегда учитывать менталитет человека, аудитории или публики. Например, бывают люди, которые не веруют, и не воспринимают, когда приводишь им доводы из Корана, тогда применяешь разумные доводы из обыденной нашей жизни, помогаешь уверовать, опираясь на элементарные аспекты, окружающие нас.

إِنَّمَا يَخْشَى اللَّهَ مِنْ عِبَادِهِ الْعُلَمَاء إِنَّ اللَّهَ عَزِيزٌ غَفُورٌ

«Боятся Аллаха среди Его рабов только обладающие знанием. Воистину, Аллах - Могущественный, Прощающий». (сура «Фатыр», аят 28).

    Поэтому Творец всего сущего сказал, что боятся Его только те рабы, которые обладают знанием. Чем основательнее человек познает Аллаха азза ва Джаля, тем сильнее он страшится Его гнева, и как следствии наказания за проступки. Этот страх заставляет человека избегать грехов и готовиться к встрече со своим Господом. В этом аяте Всевышний подчеркнул важность и превосходство истинных знаний, которые заставляют человека страшиться Его и помогают ему обрести Его милость. Богобоязненность - это сердечное свойство, заставляющее человека постоянно трепетать перед величием Аллаха Субхана ва Тааля. Чувствовать, что Он наблюдает за ним, страшиться гнева Создателя, стремиться к Его довольству и стараться избегать всего, что не угодно Аллаху Роббиль иззат. Эта повышенная чувствительность и есть богобоязненность. Это дар, которым Всевышний Аллах наделяет того из Своих рабов, кого пожелает.

В одном из хадисов Пророка соллаллоху аляйхи ва салям, повествуется о Судном дне, что наряду с другими вопросами, самым сложным назван вопрос: «Как ты поступал в соответствии со своим знаниями». Изучить религиозные знания нелегко, но самое сложное, это следовать этому благу. А также, если у человека не было, тех твердых убеждений к чему он призывает, а порой наставляющий сам не следуют этим аспектам религии, то эффекта от его проповедей будет совсем мало.


 أَتَأْمُرُونَ ٱلنَّاسَ بِٱلْبِرِّ وَتَنسَوْنَ أَنفُسَكُمْ وَأَنتُمْ تَتْلُونَ ٱلْكِتَـٰبَ‌ۚ أَفَلَا تَعْقِلُونَ

«Неужели вы станете призывать людей к добродетели, предав забвению самих себя, ведь вы же читаете Писание? Неужели вы не образумитесь?», (сура «Аль Бакаро», аят 44).

Из хадисов приводится пример горящей свечи, которая освещает людям путь, а сама сгорает, так и человек, может принести пользу большому количеству людей, а сам не получит от этого пользу. В другом хадисе передается, что Пророк соллаллоху аляйхи ва салям в ночь «Вознесения» видел, как каким-то людям в Судный день, будут резать уста, огненными ножницами. И такое будет происходить, из-за того, что они призывали к праведности, а сами не придерживались этих воззрений.  

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آَمَنُوا لِمَ تَقُولُونَ مَا لَا تَفْعَلُونَ ۝ كَبُرَ مَقْتًا عِندَ اللَّهِ أَن تَقُولُوا مَا لَا تَفْعَلُونَ

 «О те, которые уверовали! Почему вы говорите то, чего не делаете?»

«Велика ненависть Аллаха к тому, что говорите то, чего не делаете». (сура «Ас-Соф», аяты 2-3).

 

عَنْ عُمَرَ بْنِ الْخَطَّابِ رَضِیَ اللّٰهُ  عَنْهُ عَنِ النَّبِیَّ قَالَ: اِنِّی اَخْوَفُ مَا اَخَافُ عَلٰی هَذِهِ الْاُمَّةِ مُنَافِقٌ عَلِيْمُ اللِّسَانِ. رَوَاهُ البَيْهَقِی فِی شعب الاِيمان.

Передается Уъмаром ибн Хаттабом (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Самое страшное чего боюсь для своей общины, это появление лицемеров с языками ученых», (приводиться Байхаки).

Были люди в нашей истории, которые были прекрасными ораторами, огромные толпы людей последовали идеям их демагогии, скольких людей, они привели в заблуждение. Человеку очень важно постоянно следить за своими намерениями и мыслями, отстранятся от пагубных желаний нафса, и наущений шайтона, внушать себе, что нет никакой пользы от того, что люди будут знать о твоих хороших поступках, ведь достаточно, что Всевышний знает обо всем. Но если возникает непреодолимое желание покрасоваться перед людьми, насладится их комплиментами в свой адрес, вспомните о тяжести наказаний за такие намерения, мысли и деяния.

 

عَنْ أُمِّ الْمُؤْمِنِينَ أُمِّ عَبْدِ اللَّهِ عَائِشَةَ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهَا، قَالَتْ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صلى الله عـليه وسلم: «مَنْ أَحْدَثَ فِي أَمْرِنَا هَذَا مَا لَيْسَ مِنْهُ فَهُوَ رَدٌّ»

وَفِي رِوَايَةٍ لِمُسْلِمٍ :مَنْ عَمِلَ عَمَلًا لَيْسَ عَلَيْهِ أَمْرُنَا فَهُوَ رَدٌّ.

 . Передается от матери правоверных Умм Абдуллах Аиша (родзи Аллаху аънха), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Если кто-нибудь внесет в это наше дело нечто новое и не имеющее к нему отношения, это будет отвергнуто». В другой версии этого хадиса сказано: «Кто совершит деяние, на которое не было нашего указания, то оно будет отвергнуто!»

Также в другом хадисе Посланника соллаллоху аляйхи ва салям говорится, что если кто-то скажет от Его имени что-то, что Он не говорил, или не делал, то пусть готовит себе место в огне. Поэтому важно, с каких источников мы получаем знания, и конечно еще опаснее, если сами прибавляем какие-то свои домыслы, которые не присутствуют в Коране и сунне. Если кто-то следует ошибочному пути, и агитирует других в эти заблуждения, то за всех кто последует его призыву, ему придется держать ответ в Судный день. Мало груза за свои деяния, так неси ответственность еще за тех, кого ты сбил с праведного пути.

وَمَن كَانَ فِي هَذِهِ أَعْمَى فَهُوَ فِي الآخِرَةِ أَعْمَى وَأَضَلُّ سَبِيلاً

«А кто слеп в этом мире, тот будет также слеп в Последней жизни и окажется еще более заблудший», (сура «Аль Исро», аят 72).

وَكَذَلِكَ أَوْحَيْنَا إِلَيْكَ رُوحًا مِّنْ أَمْرِنَا مَا كُنتَ تَدْرِي مَا الْكِتَابُ وَلَا الْإِيمَانُ وَلَكِن جَعَلْنَاهُ نُورًا نَّهْدِي بِهِ مَنْ نَّشَاء مِنْ عِبَادِنَا وَإِنَّكَ لَتَهْدِي إِلَى صِرَاطٍ مُّسْتَقِيمٍ 

«Таким же образом Мы внушили тебе в откровении дух (Коран) из Нашего повеления. Ты не знал, что такое Писание и что такое вера. Но Мы сделали его светом, посредством которого Мы ведем прямым путем того из Наших рабов, кого пожелаем. Воистину, ты указываешь на прямой путь» (сура «Аш-Шуро», аят 52).

В высказываниях Мухаммада соллаллоху аляйхи ва салям сказано, что деяния совершенные без искренности будут отвергнуты. Многочисленные хадисы говорят о том, что Аллах Роббиль иззат не смотрит на внешнюю сторону поступков своих рабов, а видит их сердца, а именно намерения и помыслы. Всякому призывающему в его деяние может закрасться рия (показуха).  Пророк соллаллоху аляйхи ва салям назвал показуху малым ширком или скрытым ширком, и что Всевышний будет отдалятся от тех, кто делал что-то на показ и направит их к тем, кого они делали соучастником в своем поклонении Аллаху азза ва Джаля.

Верующему нужно освобождаться от лицемерия перед Господом миров, от амалей с намерением, чтобы люди увидели и услышали, он должен занести в свое сердце безразличие к похвальбе и хуле людей за какие-то свои поступки. Также муъмин должен забывать свои добрые деяния, если он хочет получить награды за них после Судного дня.

 قُلْ إِنِّي أُمِرْتُ أَنْ أَعْبُدَ اللَّهَ مُخْلِصًا لَّهُ الدِّينَ

«Скажи: «Мне заповедано Аллаху поклонятся

И в этой вере искренность блюсти». (сура «Аз Зумар», аят 11).

Абу Хурайра (родзи Аллаху аънху) долго плакал, прежде чем рассказать хадис о первых трех (один воевавший на пути Господа, второй ученый религиозных знаний, обучавший других, третий человек наделенный богатством, раздающий нуждающимся эти материальные средства). Все они внешне усердствовали в благих деяниях, но из-за того, что в их намерения, мысли и желания вошли такие страсти как слава, возвышение перед людьми, и тщеславие, а не довольство Аллаха Роббиль иззат, то их дела в День суда окажутся напрасными, и они одними из первых войдут в огонь джаханнама.

 

 

عَنْ عَبْدِ اللّٰهِ بْنِ قَيسٍ الْخُزَاعِیِّ رَضِیَ اللّٰهُ عَنْهُ اَنَّ رَسُوْلَ اللّٰهِ قَالَ: مَنْ قَامَ رِيَاءُ سُمْعَةُ لَمْ يَزَلُ فِیْ مَقْتِ اللّٰه حَتّٰی يَجْلِسَ. تَفْسِير ان كثير.

Передается Абдуллах бин Койси Хузаиъй (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Если кто станет совершать деяния для показа и известности, Аллах будет в гневе на него, пока он не оставит это», (тафсир Ибн Касир).

Деяние, сделанное с намерением на показ, можно сравнить с громом, после которого не было дождя; звуковые раскаты, сотрясения в воздухе, оповещения в атмосфере произошли, а земля, почва, поля, пашни и все живое - флора и фауна, осталось без живительной влаги. Так и обладатель мимолетной славы и фурора, в будущей жизни станет обладателем бесполезной мишуры. Очень часто, когда человек совершает какие-то деяния, он попадает в поле зрения кого-то, при этом у него должно быть состояние равнодушия к наблюдениям зрителей, то ли это взрослые люди, или не имеющие разума несмышленые дети или животные.

عَنْ اَبِی هُرَيْرَةَ رَضِیَ اللّٰهُ عَنْهُ عَنِ النَّبِیِّ قَالَ: مِنْ اَسْوَءِ النَّاسِ مَنْزِلَةُ مَنْ اَذْهَبَ آخِرَتَهُ بدُنْيَا غَيْرِهِ. رَوَاهُ البَهَقِی فی شعب الاِيمَان

Передается Абу Хурайра (родзи Аллаху анху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Худшие из людей те, кто теряет ахират ради мирских благ этого мира», (приводиться Байхаки).

Пророк соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Чьим стремлением является этот мир, Аллах азза ва Джаля разбивает его дела и дает ему (страх) бедности перед глазами. И в этом мире он не получит ничего больше того, что ему было предписано. А кто стремится к ахирату, Аллах Роббиль иззат облегчает его дела, делает его сердце богатым, и этот мир приходит к нему униженным».

И конечно наши речи и увещевания в призыве к Аллаху Роббиль иззат, будут иметь силу, если мы будет много делать дуа к Всевышнему. О том чтобы наставил людей, которых нам посчастливилось призывать к Истине, чтобы дал им уверовать, облегчил путь к праведности, приблизил к Своей милости, и даровал хидоят.

 

«Не уверует никто из вас до тех пор, пока не станет желать своему брату мусульманину того же, что желает самому себе, из благ этого мира и счастья в жизни вечной» (из высказываний Мухаммада соллаллоху аляйхи ва салям). Это значит вера (иман), такого человека не будет совершенной.

 

رَبَّنَا اغْفِرْ لَنَا وَلِإِخْوَانِنَا الَّذِينَ سَبَقُونَا بِالْإِيمَانِ وَلَا تَجْعَلْ فِي قُلُوبِنَا غِلًّا لِّلَّذِينَ آمَنُوا رَبَّنَا إِنَّكَ رَؤُوفٌ رَّحِيمٌ 

«Господь наш! Прости нас и наших братьев, которые уверовали раньше нас! Не насаждай в наших сердцах ненависти и зависти к тем, кто уверовал. Господь наш! Воистину, Ты – Сострадательный, Милосердный». (сура «Аль Хашр», аят 10).

Мухаммад соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «В своей любви, милосердии и сочувствии друг к другу верующие подобны (единому) телу: когда одну из частей его поражает болезнь, то и всё тело отзывается на это бессонницей и горячкой».

فَاعْلَمْ أَنَّهُ لَا إِلَهَ إِلَّا اللَّهُ وَاسْتَغْفِرْ لِذَنبِكَ وَلِلْمُؤْمِنِينَ وَالْمُؤْمِنَاتِ 

«Знай же, что нет божества, кроме Аллаха, и проси прощения за свой грех и за верующих мужчин и верующих женщин» (сура "Мухаммад», аят 19).

   Очень часто в историях благочестивых предшественников можно встретить тех, кто составлял списки людей, чтобы совершать за них мольбы каждую ночь. Это было свидетельством их искренности, самоотверженности и любви. Основой этого поступка является известный хадис: «Мольба мусульманина за своего брата, возносимая им в его отсутствие, будет принята, ибо у головы его находится уполномоченный (получивший особое поручение) ангел. И каждый раз, когда он обращается к Аллаху Роббиль иззат с мольбой за своего брата, испрашивая для него блага, этот ангел говорит: «Амийн, и да будет тебе то же!» Любая мольба принимается, если она искренняя, но она становится еще более благословенной, когда она сохраняется втайне от того, за кого делал дуа. В обычных обстоятельствах лучше не извещать человека о мольбах за него. Лучшее время для дуа за других людей, после намаза (поклонения) в третью часть ночи. Намаз-тахаджуд был постоянной практикой Пророков аляйхи ва салям, которые призывали свои народы к Господу миров, и проливая слезы по ночам, просили Аллаха азза ва Джаля, наставить их общины на праведный путь. Если наставление людей  – одно крыло, а дуа второе, то никакая птица не сможет летать с одним крылом. Поэтому очень важно делать дуа и истигфар, после каждого увещевания людей.


عَنْ عَاءِشَةَ رَضِیَ اللّٰهُ عَنْهَا قَالَتْ: لَمَّا رَأَيْتُ مِنَ النَّبِیَّ طِيْبَ نَفْسٍ قُلْتُ: يَا رَسُوْلَ اللّٰهِ! ادْعُ اللّٰهَ لِیْ، قَالَ: اللّٰهُمَّ اغْفِرْ لِعَاءِشَةَ مَا تَقَدَّمَ مِنْ ذَنْبِهَا وَ مَا تَأَخَّرَ، وَمَاأَسَرَّتْ وَ مَا أَعْلَنَتْ فَضَحِكَتْ عَاءِشَةُ رَضِیَ اللّٰهُ عَنْهَا حَتّٰ سَقَطَ رَأْسُهَا فِیْ حِجْرِهَا مِنَ الضَّحْكِ، فَقَالَ رَسُوْلُ اللّٰهِ: أَيَسُرُّكِ دُعَاءِیْ؟ فَقَالَتْ: وَ مَا لِیْ لَا يَسُرُّنِیْ دُعَاؤُكَ؟ فَقَالَ: وَاللّٰهِ إِنَّها لَدَعْوَتِیْ لأُ مَّتِیْ فِیْ كُلِّ صَلَاةِ. رواه البزا رور جاله رجال الصحيح غيرأحمد بن منصور الرمادی وهو ثقة، مَجمع الزو اند

 

Передается от Айши (родзи Аллаху аънха), что она увидела Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям в хорошем настроении и спросила: О Посланник Аллаха соллаллоху аляйхи ва салям! Попроси за меня Аллаха». Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям сказал: «О Аллах! Прости Айше все ее прошлые и будущие, скрытые и явные грехи». Айша от радости засмеялась, так что даже уронила голову на колени. Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям спросил: «Тебя обрадовало мое дуа?» Она сказала: «Как же мне не радоваться твоему дуа?» Посланник Аллаха соллаллоху аляйхи ва салям сказал: «Клянусь Аллахом! Такое дуа, я прошу для своей общины в каждом намазе».

إِنَّكَ لَا تَهْدِى مَنْ أَحْبَبْتَ وَلَـٰكِنَّ ٱللَّهَ يَهْدِى مَن يَشَآءُ‌ۚ وَهُوَ أَعْلَمُ بِٱلْمُهْتَدِينَ

   «Воистину, ты не сможешь наставить на прямой путь тех, кого возлюбил. Только Аллах наставляет на прямой путь тех, кого пожелает. Он лучше знает тех, кто следует прямым путем». (сура «Аль-Коссас», 56).

    Всевышний поведал Своему Посланнику соллаллоху аляйхи ва салям, что тот не способен наставить на прямой путь даже самого любимого человека, и тем более перед этим бессильны все остальные люди. Ни одно творение не способно заставить человека уверовать, потому что это является волей и милостью Аллаха Табарока ва Тааля. Одних людей Он наставляет на прямой путь, потому что знает, что они достойны этой великой чести. Если же человек не достоин этого, то Он оставляет его блуждать во мраке заблуждения.

وَإِذَ قَالَتْ أُمَّةٌ مِّنْهُمْ لِمَ تَعِظُونَ قَوْمًا اللّهُ مُهْلِكُهُمْ أَوْ مُعَذِّبُهُمْ عَذَابًا شَدِيدًا قَالُواْ مَعْذِرَةً إِلَى رَبِّكُمْ وَلَعَلَّهُمْ يَتَّقُونَ

«Аллах Всевышний сказал: «И тогда некоторые из них сказали: «Почему увещаете вы людей, которых погубит или сурово накажет Аллах?»

Они сказали: «Чтобы оправдаться перед вашим Господом, и, может быть, они станут богобоязненными», (сура «Аль-Аъроф», аят 164).

 

Создатель всего сущего отмечает, какую огромную пользу, приносит призыв людей, конечно в первую очередь познанию Аллаха азза ва Джаля, и отстранению от всего негативного. Наставляющие снимают с себя ответственность за проступки людей, мы донесли им Истину, объяснили каноны Шариата, они не смогут оправдаться своей неосведомленностью. Но Если Творец Вселенной дарует им праведный путь, тогда они последуют этому руководству, к чему их призывали, и от чего предостерегали.

В дополнении приведем высказывания великих ученных нашей уммы.

Имам ан-Навави также сказал: «Побуждающему к одобряемому и удерживающему от отвергаемого, необходимо проявлять доброту, чтобы быть ближе к достижению желаемого». 

Имам Аш-Шафий сказал: «Увещающий брата своего тайно проявляет по отношению к нему искренность и украшает его, а увещающий его открыто, позорит и чернит его».

 

 


عَنْ أَبِی بَكْرَةَ رَضِیَ اللّٰهُ عَنْهُ (فِی حَدِيْثٍ طَوِيْلٍ) عَنِ الرَّسُوْلِ قَالَ:أَلَا هَلْ بَلَّغْتُ؟ قُلْنَا: نَعَمْ! قَالَ: اللّٰهُمَّ اشْهَدْ فَلْيُبَلِّغِ الشَّاهِدُ الْغَاءِبَ، فَإِنَّهُ رُبَّ مُبَلِّغُهُ مَنْ هُوَأَوْعٰی لَهُ. رواه البخاری، باب قول النبی لا تر جعوا بعدی كفارا

Передается Абу Бакра (родзи Аллаху аънху), что (в завершающей проповеди, во время хаджа, десятого числа месяца Зуль-Хиджа), Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям сказал: «Донес ли я до вас религию?» Сахабы ответили: «Да». Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям сказал: «О Аллах, будь свидетелем». Затем сказал: «Пусть присутствующие доведут ее до тех, кто отсутствует, и поистине, иногда кому доводят, - более сознателен, чем доводящий».

Автор статьи Рузметов Еркин.

В статье использован перевод Корана, выполненный Кулиевым Э.

ҚҰРМЕТТІ ОҚЫРМАН! ОСЫ ТАҚЫРЫПҚА БАЙЛАНЫСТЫ ПІКІРІҢІЗДІ БӨЛІСЕ ОТЫРЫҢЫЗ.
Жаңалықтардың астында қалдырылған комментарийлер мазмұны asyldin.kz рухани ағарту порталында редакцияланбайды. Сайт комментарийлердің пішіні мен мазмұнына жауап бермейді. Пікір білдірерде тәртіп сақтауды сұраймыз!
пікірлер (0)

Оқи отырыңыз: