Как выдержать испытание богатством?

Как выдержать испытание богатством?

User Rating: 5 / 5

Star ActiveStar ActiveStar ActiveStar ActiveStar Active
 

Всевышний Аллах говорит в Коране: «Когда Господь испытывает человека, оказывая ему милость и одаряя его благами, тот говорит: «Господь мой почтил меня!» Когда же Он испытывает его, ограничивая его в пропитании, тот говорит: «Господь мой унизил меня!» Вовсе нет!». (сура «аль Фаджр», «Заря», аяты 15-17)

Также в другом аяте сказано: «Мы испытываем вас добром и злом для искушения, и к Нам вы будете возвращены». (сура «аль Анбия», «Пророки», аят 35)

Всевышний связывает в Своей книге испытания и блага, говоря о том, что и добро, доставшееся человеку, может стать для него искушением. И на самом деле радости жизни могут сыграть не меньшую роль в том, чтобы человек сбился со своего пути. Тогда как избежать того, чтобы наслаждаясь тем, что даровал Всевышний, не выйти из-под Его довольства и за грани богобоязненности?

Обычным следствием владения некоторыми благами являются забвение или чрезмерное увлечение ими (так, что человек забывает об остальных важных аспектах жизни) и/или высокомерие (человек, видя свое превосходство в благах, относит его и к превосходству в положении перед другими). Каким образом?

Человек всегда стремится к поддержанию постоянства, сохранению некой стабильности. Поэтому некие блага, дарованные ему сверх того, к чему он привык, могут невольно вызвать у него стресс. Напряжение, неизбежно возникающее в связи с подобными изменениями в жизни, должно во что-то трансформироваться – если не изменится его мышление, то он не сможет получать радость от «даров судьбы». Поэтому решение в таких ситуациях заключается не в том, чтобы отказываться (хотя и этот вариант может быть полезен, если человек видит, что эти блага «портят» его), а в том, куда направить поток мыслей, неизменно меняющихся вместе с изменением положения человека. Деструктивные мысли вроде «я живу лучше, потому что я лучше других» или желание пренебречь другими аспектами жизни (например, обязательствами перед семьей или духовной стороной жизни) могут повлечь как и потерю этих самых благ, так и потерю довольства Всевышнего. Один из самых мудрых ответов на такие ситуации - благодарность. Прежде чем твой нафс шепнет, что это благо – потому что ты лучше, прежде чем внутри желание еще больших наслаждений отодвинет на второй план вопросы духовности и нравственности - благодарность. Пусть она опередит или хотя бы возглавит клубок мыслей и чувств, возникающих в моменты обретения мирских благ. Благодарность будет заключаться в понимании, что то, что ты получил – прежде всего милость от Всевышнего, ведь есть много людей, которые поступают так же как ты, имеют подобные стремления, образ жизни, но не достигают желаемого. Благодарность будет в том, чтобы не позволить новообретенным благам накренить чаши твоих ценностей в сторону мирского и временного. И может быть в том, чтобы поделиться дарованным свыше с другими. Ощущение благодарности (себе, другим, Всевышнему) важно и там, что где нечто получено не «случайно» или неожиданно, а долгим путем усердия, стремления, труда.

Благодарность – это как венок, украшающий и являющийся как бы завершающим элементом какой-либо милости от Творца. И подобное завершение показывает, что благо «принято, осознанно и пережито без духовных потерь», а значит человек готов принять новые. Не потому ли благодарные люди получают от жизни еще больше – потому что их благодарность помогает им наилучшим образом справляться с навалившимся счастьем? Таков закон жизни, а по сути – высказанное в аяте Священной книги обещание: «Если вы будете благодарны, то Мы приумножим вам». (сура «Ибрахим», аят 7).

Ася Гагиева

islam-today.ru

ҚҰРМЕТТІ ОҚЫРМАН! ОСЫ ТАҚЫРЫПҚА БАЙЛАНЫСТЫ ПІКІРІҢІЗДІ БӨЛІСЕ ОТЫРЫҢЫЗ.
Жаңалықтардың астында қалдырылған комментарийлер мазмұны asyldin.kz рухани ағарту порталында редакцияланбайды. Сайт комментарийлердің пішіні мен мазмұнына жауап бермейді. Пікір білдірерде тәртіп сақтауды сұраймыз!
пікірлер (0)

Оқи отырыңыз: